Православная семья

Описание вашего первого форума.

Модератор: Ирина-Екб

Re: Православная семья

Сообщение Ирина-Екб » 12 фев 2010, 11:29

Тяжелая обязанность прощать своих врагов


http://www.pravmir.ru/article_2731.html


Клайв Стейплз Льюис



Я сказал в одной из предыдущих глав, что целомудрие — едва ли не самая непопулярная из христианских добродетелей. Но я не уверен, что был прав. Пожалуй, есть добродетель еще менее популярная, чем целомудрие. Она выражается в христианском правиле: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”. Непопулярна она потому, что христианская мораль включает в понятие “твоего ближнего” и “твоего врага”... Итак, мы подходим к ужасно тяжелой обязанности прощать своих врагов.

Каждый человек соглашается, что прощение — прекрасная вещь, до тех пор, пока сам не окажется перед альтернативой прощать или не прощать, когда прощение должно исходить именно от него. Мы помним, как оказались в такой ситуации в годы войны. Обычно само упоминание об этом вызывает бурю, и не потому, что люди считают эту добродетель слишком высокой и трудной. Нет, просто прощение такого рода кажется им недопустимым, им ненавистна самая мысль о нем. “Нас тошнит от подобных разговоров”, — заявляют они. И половина из вас уже готова меня спросить: “А как бы вы относились к гестапо, если бы были поляком или евреем?”

Я сам хотел бы это знать. Точно так же как хотел бы знать, что мне делать, если передо мной встанет выбор: умереть мученической смертью или отказаться от веры. Ведь христианство прямо говорит мне, чтобы я не отказывался от веры ни при каких обстоятельствах. В этой книге я не пытаюсь сказать вам, что я мог бы сделать, — я могу сделать крайне мало. Я пытаюсь показать вам, что представляет из себя христианство. Не я его придумал. И в самой сердцевине его я нахожу эти слова: “Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”. Здесь нет ни малейшего намека на то, что прощение дается нам на каких-то других условиях. Слова эти совершенно ясно показывают, что если мы не прощаем, то не простят и нас. Двух путей здесь нет. Так что же нам делать?

Что бы мы ни пробовали делать, все будет трудно. Но я думаю, две вещи мы можем сделать, и они облегчат нам нашу трудную задачу. Приступая к изучению математики, вы начинаете не с дифференциального исчисления, а с простого сложения. Точно так же, если мы действительно хотим (а все зависит именно от нашего желания) научиться прощать, нам, наверное, следует начать с чего-то полегче, чем гестапо. Например, с того, чтобы простить мужа, или жену, или родителей, или детей, или ближайших соседей за что-то, что они сказали или сделали на прошлой неделе. Это, возможно, захватит наше внимание. Затем нам надо понять, что значит “любить ближнего, как самого себя”. А как я люблю себя?

Вот сейчас, когда я подумал об этом, я понял, что у меня нет особой нежности и любви к себе самому. Я даже не всегда люблю свое собственное общество. Значит, слова “возлюби ближнего своего”, очевидно, не означают “испытывай к нему нежность” или “находи его привлекательным”. Впрочем, так и должно быть, потому что, конечно же, как бы вы ни старались, вы не заставите себя почувствовать нежность к кому бы то ни было. Хорошо ли я отношусь к самому себе? Считаю ли я себя приятным человеком? Что ж, боюсь, что минутами — да (и это, несомненно, худшие мои минуты). Но люблю я себя не поэтому; не потому, что считаю себя славным парнем. На деле все наоборот, а именно: любовь к себе заставляет меня думать, что я, в сущности, славный парень. Следовательно, и врагов своих мы можем любить, не считая их приятными людьми. Это великое облегчение. Потому что очень многие думают, что простить своих врагов значит признать, что они, в конце концов, не такие уж плохие, тогда как на самом деле всем ясно, что они действительно плохи.

Давайте продвинемся еще на шаг вперед. В моменты просветления я не только не считаю себя приятным человеком, но, напротив, нахожу себя просто отвратительным. Я с ужасом думаю о некоторых вещах, которые я совершил. Значит, мне, по всей видимости, дозволяется ненавидеть и некоторые поступки моих врагов. И вот уже мне вспоминаются слова, давно произнесенные христианскими учителями: “Ты должен ненавидеть зло, а не того, кто совершает его”. Или иначе: “Ненавидеть грех, но не грешника”. Долгое время я считал это различие глупым и надуманным; как можно ненавидеть то, что делает человек, и при этом не ненавидеть его самого? Но позднее я понял, что годами именно так и относился к одному человеку, а именно к самому себе. Как бы я ни ненавидел свою трусость или лживость, или жадность, я тем не менее продолжал любить себя, и мне это было совсем не трудно. Фактически я ненавидел свои дурные качества потому, что любил себя. Именно поэтому так огорчало меня то, что я делал, каким я был. Следовательно, христианство не побуждает нас ни на гран смягчить ту ненависть, которую мы испытываем к жестокости или предательству. Мы должны их ненавидеть. Ни одного слова, которые мы сказали о них, не следует брать обратно. Но христианство хочет, чтобы мы ненавидели их так же, как ненавидим собственные пороки, то есть чтобы мы сожалели, что кто-то мог поступить так, и надеялись, что когда-нибудь, где-нибудь он сможет исправиться и снова стать человеком.

Проверить себя можно следующим образом. Предположим, вы читаете в газете историю о гнусных и грязных жестокостях. На следующий день появляется сообщение, где говорится, что опубликованная вчера история, возможно, не совсем соответствует истине и все не так страшно. Почувствуете ли вы облегчение: “Слава Богу, они не такие негодяи, как я думал”. Или будете разочарованы и даже попытаетесь держаться первоначальной версии просто ради удовольствия думать, что те, о ком вы читали, — законченные мерзавцы? Если человек охвачен вторым чувством, тогда, боюсь, он вступил на путь, который — пройди он его до конца — заведет его в сети дьявола. В самом деле, ведь он хочет, чтобы черное было еще чернее.

Стоит дать волю этому чувству, и через какое-то время захочется, чтобы серое, а потом и белое тоже стало черным. В конце концов появится желание все, буквально все — Бога, и наших друзей, и себя самих — видеть в черном свете. Подавить его уже не удастся. Атмосфера безудержной ненависти поглотит такую душу навеки.

Попытаемся продвинуться еще на шаг вперед. Означает ли “Возлюби врага своего”, что мы не должны его наказывать? Нет: ведь и то, что я люблю самого себя, не значит, что я всячески должен спасать себя от заслуженного наказания, вплоть до смертной казни. Если вы совершили убийство, то по христианскому принципу надо сдаться в руки властям и испить чашу даже до смерти. Только такое поведение было бы правильным с христианской точки зрения. Поэтому я полагаю, что судья-христианин абсолютно прав, приговаривая преступника к смерти, прав и солдат-христианин, когда убивает врага на поле сражения. Я всегда придерживался этого мнения с тех пор, как сам стал христианином, задолго до войны, и сегодня держусь его. Известное “Не убий” приводится в неточном переводе. Дело в том, что в греческом языке есть два слова, которые переводятся как глагол “убивать”. Но одно из них значит действительно просто “убить”, тогда как другое — “совершить убийство”. И во всех трех Евангелиях — от Матфея, Марка и Луки, — где цитируется эта заповедь Христа, употребляется именно то слово, которое означает “не совершай убийства”. Мне сказали, что такое же различие существует и в древнееврейском языке. “Убивать” — далеко не всегда означает “совершать убийство”, так же как половой акт не всегда означает прелюбодеяния. Когда воины спросили у Иоанна Крестителя, как им поступать, он и намека не сделал на то, что им следует оставить армию. Ничего такого не требовал и Сам Иисус, когда, например, встретился с римским сотником. Образ рыцаря-христианина, готового во всеоружии защищать доброе дело, — один из великих образов христианства. Война — вещь отвратительная, и я уважаю искреннего пацифиста, хотя считаю, что он полностью заблуждается. Кого я не могу понять, так это полупацифистов, встречающихся в наши дни, которые пробуют внушить людям, что если уж они вынуждены сражаться, то пусть сражаются, как бы стыдясь, не скрывая, что делают это по принуждению. Подобный стыд нередко лишает прекрасных молодых военных из христиан того, что принадлежит им по праву и является естественным спутником мужества, а именно — бодрости, радости и сердечности.

Я часто думаю про себя, что бы случилось, если бы, когда я служил в армии во время первой мировой войны, я и какой-нибудь молодой немец одновременно убили друг друга и сразу же встретились после смерти. И, знаете, я не могу себе представить, чтобы кто-то из нас двоих почувствовал обиду, негодование или хотя бы смущение. Думаю, мы просто рассмеялись бы над тем, что произошло.

Я могу себе представить, что кто-нибудь скажет: “Если человеку дозволено осуждать поступки врага и наказывать и даже убивать его, то в чем же разница между христианской моралью и обычной человеческой точкой зрения?” Разница есть, и колоссальная. Помните: мы, христиане, верим, что человек живет вечно. Поэтому значение имеют только те маленькие отметины на нашем внутреннем “я”, которые в конечном счете обращают душу человеческую либо в небесное, либо в адское существо. Мы можем убивать, если это необходимо, но не должны ненавидеть и упиваться ненавистью. Мы можем наказывать, если надо, но не должны испытывать при этом удовольствия. Иными словами, мы должны убить глубоко гнездящуюся в нас враждебность, стремление отомстить за обиды. Я не хочу сказать, что любой человек может прямо сейчас покончить с этими чувствами. Так не бывает.

Я имею в виду следующее: всякий раз, когда это чувство шевелится в глубине нашей души, заявляя о себе, день за днем, год за годом, на протяжении всей нашей жизни, мы должны давать ему отпор. Это тяжелая работа, но не безнадежная. Даже когда мы убиваем или наказываем, мы должны так относиться к врагу, как относились бы к себе, то есть желать, чтобы он не был таким скверным, надеяться, что он сумеет исправиться. Короче, мы должны желать ему добра. Вот что имеет в виду Библия, когда говорит, чтобы мы возлюбили своих врагов: мы должны желать им добра, не питая к ним особой нежности и не говоря, что они — славные ребята, если они не таковы.

Да, это значит любить и таких людей, в которых нет ничего вызывающего любовь. Но, с другой стороны, есть ли в каждом из нас что-нибудь так уж достойное любви и обожания? Нет, мы любим себя только потому, что это мы сами. Бог же предназначил нам любить внутреннее “я” каждого человека точно так же и по той же причине, по которой мы любим свое “я”. В нашем собственном случае Он дал нам готовый образец (которому мы должны следовать), чтобы показать, как эта любовь работает. И, воспользовавшись собственным примером, мы должны перенести правило любви на внутреннее “я” других людей. Возможно, нам легче будет его усвоить, если мы вспомним, что именно так любит нас Бог: не за приятные, привлекательные качества, которыми, по нашему мнению, мы обладаем, но просто потому, что мы — люди. Помимо этого нас, право же, не за что любить. Ибо мы способны так упиваться ненавистью, что отказаться от нее нам не легче, чем бросить пить или курить.

Источник: К.С. Льюис. Просто христианство. М., 1998.
Вложения
.jpg
.jpg (9.57 Кб) Просмотров: 20480
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

Re: Православная семья

Сообщение Ирина-Екб » 17 фев 2010, 19:56

КУЛИНАРНЫЕ САЙТЫ


Журнал кулинарных открытий http://www.gotovim.ru/recepts/

Кулинарная книга "диких" хозяек http://cooking.wild-mistress.ru/wm/cooking.nsf/cooking1

Кулинарный Эдем http://www.kedem.ru/recipe/soup/

Кулинарные рецепты и советы http://www.eda-server.ru/

"Готовим дома" - http://gotovim-doma.ru/

"Журнал кулинарных открытий" страничка рецептов для микроволновки: http://microwave.gotovim.ru/microwave/

Видеорецепты от Юлии Высоцкой (скачать): http://video.alkar.net/browse/movie/ru/6120.html

а как вам мастер-классы? http://www.kuking.net/class/

Журнал "Гастроном" ,супер качество! http://www.gastronom.ru/main_recipe.aspx

http://www.good-cook.ru/tort/tort_342.shtml - здесь можно позаимствовать рецепты пасхальных барашков, да и многое другое

http://www.millionmenu.ru/rus/recipes/collection/ - Кулинарные рецепты по национальным кухням и видам кухни

Книга кулинарных рецептов. Блюда национальной кухни. http://receptbook.ru/

Высокопостная трапеза
http://supercook.ru/700-rpk-09.html
Вложения
FDS_072H.jpg
FDS_072H.jpg (86.03 Кб) Просмотров: 20466
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

Re: Православная семья

Сообщение Ирина-Екб » 28 фев 2010, 20:00

Как поступить, если мать в гневе прокляла сына и всю его семью?

http://www.pravoslavie.ru/answers/33828.htm

Вопрос: Отец моего мужа ушел из семьи. С тех пор мать против общения отца с сыном. Муж продолжает общаться с отцом, но когда свекровь узнала об этом, прокляла всю нашу семью. Мы молимся о ее здравии, об избавлении ее души от злобы и ненависти, но душевного покоя нет. Посоветуйте, как избавиться от материнского проклятия. Говорят, что оно самое сильное.
Татьяна

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):


Проклятие – лишение благословения и осуждение на бедствия. Власть эта принадлежит исключительно Богу. Однако еще в древнейшие библейские времена Господь дал особую духовную власть некоторым праведником благословлять или проклинать. Такая власть была у патриархов, а затем у пророков.

Родителям Господь дал особую духовную и нравственную власть над детьми. По мнению святителя Иоанна Златоуста, она предполагается самим происхождением детей. «Власть родителей над детьми имеет свое начало от самой природы. Такая честь им есть награда за болезни рождения» (Восемь слов на книгу Бытия. Слово IV). Основанием этой власти является также сугубая ответственность родителей за воспитание детей. Их отношения должны строиться по образу наших отношений с Богом. Цель нашей духовной жизни – быть достойными того высочайшего звания, о котором говорит святой апостол Павел: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа»(Гал. 4: 7). Мы, люди Нового Завета, «приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (Рим. 8: 15). Слово «авва» арамейского языка соответствует нашему «папа» – доверительному обращению детей к отцу.

На этой родительской власти, правильно применяемой, основано духовно-нравственное воспитание детей. Без этой власти родители не могут выполнить свои обязанности перед детьми. Архимандрит Кирилл (Павлов) в слове «О почитании родителей» говорит: «Известно немало историй, подтверждающих реальную силу власти родителей над детьми. Множество есть таких примеров, когда родительское благословение низводило благодать на души своих детей. И наоборот, проклятие родительское подвергало ужасным страданиям, мучениям детей непокорных. Блаженный Августин, епископ Иппонийский, рассказывает один случай. Некогда в одном из городов его епархии такому проклятию подверглось целое семейство. Мать девятерых сыновей, старушка, однажды была сильно огорчена своим старшим сыном, который не только устно ее оскорбил, но и дерзнул нанести ей побои. Оскорбленная, огорченная таким поступком старшего сына, мать скорбела и на прочих своих сыновей: почему они не удержали его и не помогли, не защитили ее, когда он наносил ей удар? И вот в порыве такого негодования, гнева она всех их без разбора прокляла. И суд Божий, суд неизбежный совершился. Старший сын в тот же день был поражен параличом. Руки его, а затем и все члены тела стали дрожать. Он пришел в полное изнеможение, не мог даже ходить. Такая же участь постигла и всех остальных сыновей в течение одного только года. Так что они, не вынося стыда, не терпя позора от своих сограждан, ушли из этого города и где-то скитались по всей Римской империи. Вот наглядный пример, очевидный пример, как в скорости суд Божий совершается над дерзкими непочтительными детьми. Этот пример убеждает нас еще и в том, что грешат и матери, которые вот так дерзают произносить столь безрассудные проклятия на своих детей. И вдвойне грешат дети, которые вынуждают своих родителей на такие крайние поступки – проклятия».

Имея немало примеров исполнившихся проклятий, нельзя думать, что власть родителей над детьми абсолютна, и тем более недопустимо приписывать словам отца или матери магическую силу. Как неразумное благословение, так и родительское проклятие, противоречащее Божественной правде, Господь не исполняет. В Священном Писании сказано: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется» (Притч. 26: 2). Псалмопевец также обращается ко Господу: «Они проклинают, а Ты благослови» (Пс. 108: 28). Родительское недоброе слово не составляет исключения из этой истины.

Многие родители, к сожалению, находятся в неверии и слепоте. Другие, хотя и считают себя верующими, но имеют поврежденную духовность. Для детей было бы великим бедствием, если бы проклятия, содержащие зложелательство, достигали своей цели. Если дети не живут в грехе, исполняют заповеди, важнейшая среди которых – «почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20: 12), милосердный и всеблагой Бог не только не исполнит худого слова таких родителей, но и защитит детей.

Господь наш Иисус Христос принес в этот мир благословение. Своей крестной смертью Он победил проклятие. «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8: 1). Поэтому новозаветное Священное Писание запрещает проклинать: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12: 14). Проклинающий совершает тяжелый грех. «Кто благословляет своего врага, благословляет себя самого, и кто проклинает его, проклинает себя, и кто молится за врага, молится за себя, а не за него» (святитель Иоанн Златоуст).

Если все же отец или мать в злобе, гневе и слепоте проклянут кого-то из детей, то надо, прежде всего, усиленно молиться о мире как великой драгоценности и родителях, чтобы они имели дух мирный. Молитва примиряет людей. Человек, на которого произнесено проклятие, должен очень внимательно испытать свою духовную и внешнюю жизнь: не было ли причины для такого искушения, которую человек мог не увидеть по нечуткости и невниманию. «Берегитесь, христиане, оскорблять родителей своих, дабы не испытать на себе карающую руку Божию. После Бога нет у нас больших благодетелей, как родители наши. Страшно быть неблагодарным к ним! Притом знай: каков ты к своим родителям будешь, таковы и дети твои к тебе будут, по слову Христову: в нюже меру мерите, возмерится вам! (Мф. 7: 2)» (святитель Тихон Задонский). Нередко бывает, что человек считает себя правым, но в беседе с ним убеждаешься, что в поведении его правота была внешняя, формальная. В отношениях не было ни любви, ни истинно христианского смирения. Без этого невозможно выполнить заповедь «почитай отца твоего и мать твою». В Священном Писании не сказано: «хорошего отца» или «хорошую мать». Заповедь не предполагает от детей послушания, противоречащего их христианской совести, но запрещает в отношении их злобу, неприязнь и даже просто равнодушие. Подпавший под родительское проклятие также должен, не откладывая, подготовиться и приступить к полной исповеди. Исполнив все это (почитая родителей, молясь за них, очищаясь регулярно от грехов, живя в благодатном опыте Церкви), человек должен освободиться от всякой боязни и спокойно совершать свой спасительный путь.

«Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей» (Сир. 3: 8–9).
01 / 02 / 2010
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

Re: Православная семья

Сообщение Ирина-Екб » 02 мар 2010, 12:11

Притча о ЛЮБВИ

Их было двое - он и она. Они где-то нашли друг друга и жили теперь одной жизнью, где-то веселой, где-то грустной, где-то сладкой, где-то соленой, в общем, самой обыкновенной жизнью двух самых обыкновенных счастливых людей.

Они были безмерно счастливы, потому что были вдвоем.

Он Ее любил, зажигал для Нее на небе звезды, был всегда милым и отзывчивым. И все говорили: "Еще бы, как его не любить, ведь он идеал! С таким легко быть счастливой! " А они слушали всех и улыбались и не говорили никому, что идеалом Его сделала Она: Он не мог быть другим, ведь был рядом с Ней. Это было их маленькой тайной.

Она ждала его, встречала и провожала, согревала их дом, чтобы Ему там было тепло и уютно. И все говорили: "Еще бы! Как ее не носить на руках, ведь она создана для семьи. Немудрено, что он такой счастливый! "А они только смеялись и не говорили никому, что Она создана для семьи только с Ним и только ему может быть хорошо в Ее доме. Это был их маленький секрет.

Он шел, спотыкался, падал, разочаровывался и уставал. И все говорили: "Зачем Он Ей, такой побитый и измученный, ведь вокруг столько сильных и уверенных". Но никто не знал, что сильнее Его нет никого на свете, ведь они были вместе, а значит, и сильнее всех. Это было Ее тайной.

И Она перевязывала Ему раны, не спала по ночам, грустила и плакала. И все говорили: "Что он в ней нашел, ведь у нее морщинки и уставшие глаза. Ведь что ему стоит выбрать молодую и красивую? " Но никто не знал, что Она была самой красивой в мире. Разве может кто-то сравниться по красоте с той, которую Любят? Но это было Его тайной.

Они всё жили, любили и были счастливыми.
И все недоумевали: "Как можно не надоесть друг другу за такой срок? Неужели не хочется чего-нибудь нового? "
А они так ничего и не сказали. Просто их было всего лишь двое, а всех было много, но все были по одному, ведь иначе ни о чем бы не спрашивали.
Это было их тайной, это было то, чего не объяснишь другим, да и не надо!
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

Re: Православная семья

Сообщение Ирина-Екб » 10 мар 2010, 22:13

Cвященник Артемий Владимиров

Воспитание детей

http://pravoslav.at.tut.by/

Все ли знают, что сказала святая праматерь Ева, когда впервые разрешилась от бремени чадом своим? "...Приобрела я человека от Господа!" - изрекла тогда первая мать на земле. И если чадо, дитя - от Бога, то и взращивание, дело воспитания без Божией помощи обойтись никак не может. Особенно это очевидно в наше время, быть может, гораздо более трудное для воспитания подрастающего поколения, чем предыдущее. И пусть наши читатели не удивляются, что в книгу включена такая глава. Что может быть интереснее, чем данный предмет, для тех, кто сам еще не вышел из юного возраста и является "объектом воспитания"? Мы поговорили уже о стольких взрослых вещах, что отступать, как говорится, некуда. И прежде всего хочется сказать о посвящении наших детей Богу "от чрева матери и от младенческих пелен". Все дети, конечно же, любимы Своим Создателем, по библейскому слову - "Ты, Господи, хранишь младенцев". И еще: "Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей... Дивны дела Твои". Но, как то ни удивительно, в большой мере от самих родителей зависит, насколько благодать Божия осеняет их младенца.

Вы уже знаете, какое значение в жизни человека имеют Таинства крещения и причащения Святых Христовых Тайн. О необходимости просвещать светом крещения младенцев Спаситель ясно свидетельствует: "...пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие". Да и можно ли помыслить, чтобы дитя православных родителей оставалось без осенения Духом Святым?! Вот почему по обычаю на сороковой день, а в случае необходимости и раньше, новорожденный сподобляется рождения свыше водою и Духом. Причащая малютку по воскресным дням, в праздники, - чем чаще, тем лучше, мы позволяем Господу и Его животворящей благодати всегда сопребывать с нашим милым чадом.

Но и от родительских сердец зависит немало. Бывает, что мать признает себя полновластной хозяйкой, вершительницей судьбы собственного дитяти. "Мой ребенок, я его родила для себя! И только для себя!" Купая дитя в потоках эгоистической любви, взращивая его по своему образу и подобию, не просвещенная верой родительница сделает сына или дочь несчастными. Не признавая за ребенком свободы, не видя в нем богозданной личности, она рано или поздно ужаснется плодам неразумных трудов своих. Повзрослев, дети таких родителей не только не испытывают благодарности, но восстают на них, ни во что не ставят их авторитет и разрывают с ними отношения, безжалостно рассекая все узы родственной любви, которая, к сожалению, не была просвещена христианской мудростью.

Другая мать, христианка, еще нося свое дитя в утробе, мысленно посвящает его Создателю, наподобие древних святых жен, подаривших миру великих праведников. Таковы были святая Сарра, супруга патриарха Авраама, праведная Елизавета, мать величайшего из рожденных женами Пророка и Крестителя Господня Иоанна, праведная Анна, удостоившаяся стать матерью Преблагословенной Девы Марии. Все, что мы вверяем или вручаем Богу, освящается как Его собственность и достояние. Слово "святой" на древнееврейском языке и означает: "взятый Богом в удел". "Господи, - так может помолиться благочестивая мать, - Тебе посвящаю свое дитя. Да будет благодать Твоя на нем от чрева моего. Приими сие дитя в дар от нас грешных, постави его на служение Себе и да прославится чрез него на земле имя Святое Твое". Вы сами чувствуете, друзья, какие это серьезные и ответственные слова! Сердце подсказывает нам, что Бог призрит на этого ребенка и по-особому будет управлять его жизнью, освящая ее Своей благодатью. Разумеется, родителям надлежит прилагать все силы, дабы взращивать в ребенке духовные качества и добродетели, достойные его будущего высокого призвания. Многие взрослые понимают, что дети лишь во вторую очередь принадлежат им, а в первую - Всемилостивому и Всепремудрому Господу!

Но давайте спустимся на землю и заглянем мысленным оком в ту или иную семью: что там творится? Увы, не всегда картина предстанет утешительной. Видим дитя, которое, несмотря на свой малый возраст, осознает себя господином положения. Чуть что - закатывает истерики, бросает игрушки, валится на пол, дрыгая ногами и руками, истошно вопит, как будто его режут. Что за безобразие! А это избалованный ребенок своекорыстно чего-то добивается, непостижимым образом сочетая мокрые слезы и сухой расчет! "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало". Набегают мамки, няньки, кудахчет бабушка, бегая суетливо вокруг "вождя краснокожих", как бы мы с вами назвали эту милую детку. Надеюсь, никто из наших читателей не узнал в описанной сцене страницу из собственной биографии! Почему же так получается? Видимо, потому, что в семье, едва лишь долгожданный ребенок появился, его тотчас сделали центром всеобщего умиленного внимания. Что удивительного в том, что подросший малыш почувствовал выгоду своего положения и сделал из этого определенные выводы, конечно, не путем размышления, а, так сказать, по наитию, по внушению своих прихотей и капризов?

Будущие родители! Любовь к ребенку должна быть разумной и зрячей
. Во всем потворствуя и потакая ему, мы разрушим в нем нравственное чувство, испортим его сердце, обречем в будущем на одиночество и отчуждение от людей; и Господь, приставивший нас к ребенку, как садовников к прекрасному растению, конечно, спросит с нас за то, что оно усохло, не показав миру ни цветов, ни плодов. Значит, воспитывать нужно так, чтобы ребенок, сознавая себя сильным и мужественным, учился любить своих родителей и проявлять, насколько это возможно, внимание и заботу о всех окружающих его людях. Прекрасно сказано, но как это сделать? Пусть ребенок привыкает, что он - вовсе не самый главный член семьи. Пусть, войдя в отроческий возраст, осознает себя помощником мамы. С великим удовольствием он будет выполнять порученное ему дело, ощущая себя уже взрослым. Уборка ли квартиры, приготовление пищи, стирка и глаженье белья - в любом занятии мы найдем для чада работу, вполне доступную его невеликим силенкам и детскому уму.

Если обратиться к уходящему крестьянскому русскому быту или к опыту современных многодетных семей (а они, как правило, православные), то там дело воспитания поставлено лучше всего. Старшие дети помогают младшим, привыкая к деятельной любви и вниманию. Все у детей общее, завистники же, жадины, ябеды - менее всего в почете! Как было бы хорошо, если бы мы и наши дети не знали слов: "Мне хочется, я хочу, я не хочу!.."

Мудрые и любящие родители со строгостью ответят малышу, едва лишь только он начнет проявлять своеволие: "Богу это неугодно! Делай-ка лучше то, что тебе велено, и будет хорошо".

Между прочим, совсем не худо знакомить подрастающее поколение с понятием поста и постного времени. Надеюсь, большинство наших читателей ведают, почему среда и пятница - дни святые, требующие воздержания от скоромной, то есть не постной, пищи. В среду Господь Иисус Христос был предан Иудой, а в пятницу распят на Кресте. Испокон века христиане в эти дни, равно как и в четыре многодневных поста (перед праздниками Рождества Христова, Пасхи, днем святых Апостолов Петра и Павла и Успением, блаженной кончиной Божией Матери), воздерживаются от мясного и молочного. Может быть, малым детям и трудно соблюдать пост во всей строгости, но учиться воздерживаться от сладостей и всего того, что они называют "вкусненьким", - более чем полезно! А уж не смотреть в эти дни телевизор (коль родители от него вообще не избавились) Сам Бог велит! Мне известны семьи, в которых дети постничают наравне со взрослыми, желая этого по требованию собственной совести. Взрослые знают, как плохо быть рабом желудка. С юных лет знакомясь с известным воздержанием, мы учимся господствовать над телом, даруя душе желанную ей свободу.

Совсем несправедливо было бы лишить наших деток счастья молиться и слушать Священное Писание! Правильно поступают те мамы, которые, совершая кормление младенцев грудью, напевают в это время Архангельское приветствие Божией Матери, изшедшее из уст Небожителя: "Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших!" Вот что значит, по старинному доброму выражению, "всосать благочестие с молоком матери"! И точно, слова чудной молитвы освящают ребенка, и мир Божий почивает на нем. Говорят, что гораздо лучше почитать над маленьким, который никак не может уснуть, главу из Евангелия или избранные молитвы, нежели часами трясти кроватку. Весьма мудро поместить в детской большой образ Христа и Богоматери, чтобы глазки младенца привыкали к святыне и он чувствовал на себе взор Той, которая ближе к нам, чем родная мама. Ведь главное - воспитать в наших детях ощущение Божиего вездеприсутствия, всеведения и всемогущества Господня. Это святое состояние именуется, как мы помним, страхом Божиим.

Однажды, будучи уже священником, я познакомился с пожилой благочестивой женщиной, которая прожила праведную жизнь. Согласитесь, в наше время - это редкость. "А как же так получилось, что грехи обошли вас стороной?" - спросил я с интересом. "Да вы знаете, батюшка, я всегда боялась Бога", - со светлой улыбкой призналась она. "А как это - бояться Бога?" - задал я ей вопрос с живым интересом. "А вот как. Была я совсем маленькой, лет четырех-пяти. Лежала на печке, а мама внизу чем-то по хозяйству занималась. У нас всегда дома лампадка горела перед иконой Спасителя. Я мамочку и спрашиваю: "А почему мне Боженька пальчиком грозит?" Ведь вы, батюшка, знаете, как Господь правой рукой на иконах благословляет? Мамочка и отвечает: "Боженька все видит и тебе грешить запрещает". Я подумала, да как это Боженька может все видеть? Дай-ка я спрячусь под одеяло, а потом сквозь маленькую щелочку посмотрю - а Боженька в это время и отвернется! Сказано - сделано. Спряталась под одеяло, сделала дырочку, смотрю сквозь нее... А Боженька-то на меня смотрит, да пальчиком все грозит: "Маня, не греши!" С тех пор я и боюсь Господа, молюсь Ему, а грехов избегаю", - закончила свой нехитрый рассказ собеседница.

Великий воспитатель русского народа преподобный Амвросий Оптинский говорил, что без страха Божиего, чувства вездеприсутствия Небесного Отца невозможно взрастить нравственную личность, привить сердцу добродетели Христовы. Тот, кто привык все делать пред лицом Божиим, никогда не посмеет огорчать Создателя даже худыми помыслами.

Дай Господи, и нам, и нашим детям благоговеть пред Тобой, хранить себя от зла, по великой милости Твоей!

Из книги для чтения в семье и школе
"Учебник жизни"
Вложения
.jpg
.jpg (19.72 Кб) Просмотров: 20382
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

Re: Православная семья

Сообщение Ирина-Екб » 12 мар 2010, 18:57

Православный портал ПРЕДАНИЕ

Православие на МР 3

http://www.predanie.ru/mp3/
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

Re: Православная семья

Сообщение Ирина-Екб » 18 мар 2010, 20:00

К молитве нужно относиться творчески

http://www.pravoslavie.ru/smi/1832.htm


Протоиерей Максим Козлов


Откуда взялись утренние или вечерние молитвы? Можно ли вместо них использовать что-то другое? Обязательно ли молиться два раза в день? Можно ли молиться по правилу св.Серафима Саровского? Молиться ли детям молиться по «взрослому» молитвослову? Как готовиться к Причастию? Как понять, что молитва – диалог, а не монолог? О чем молиться своими словами? О молитвенном правиле мы разговариваем с протоиереем Максимом Козловым, настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ.



– Отец Максим, откуда взялось существующее молитвенное правило – утренние и вечерние молитвы?


– В том виде, в каком молитвенное правило печатается сейчас в наших молитвословах, его не знают другие Поместные Церкви, кроме тех славянских Церквей, которые в свое время стали ориентироваться на церковную печать Российской империи и де-факто заимствовали наши богослужебные книги и соответствующие печатные тексты. В греко-говорящих Православных Церквях мы подобного не увидим. Там в качестве утренних и вечерних молитв для мирян рекомендуется такая схема: вечером – сокращение повечерия и некоторых элементов вечерни, а в качестве утренних молитв – неизменяемые части, заимствованные из полунощницы и утрени.

Если мы посмотрим на традицию, зафиксированную по историческим меркам сравнительно недавно – например, откроем «Домострой» протопопа Сильвестра – то мы увидим почти до фантастичности идеальную русскую семью. Задача была дать некий образец для подражания. Такая семья, будучи грамотной по представлению Сильвестра, вычитывает последование вечерни и утрени дома, ставши перед иконами вместе с домочадцами и слугами.

Если мы обратим внимание на монашеское, священническое правило, известное мирянам по подготовке к принятию Святых Христовых Таин, то мы увидим те же три канона, что вычитываются на малом повечерии.

Собрание молитв под числами возникло достаточно поздно. Первый известный нам текст – это «Подорожная книжица» Франциска Скорины, и на сегодня у литургистов нет однозначного мнения, когда и почему такое собрание было сделано. Мое предположение (его нельзя считать окончательным утверждением) таково: эти тексты впервые у нас появились на юго-западной Руси, в волостях, где было очень сильное униатское влияние и контакты с униатами. Скорее всего, имеет место если не прямое заимствование от униатов, то определенного рода заимствование богослужебной и аскетической логики, свойственной на тот момент католической церкви, отчетливо делившей свой состав на две категории: церковь учащих и церковь учащихся. Для мирян предлагались тексты, которые должны были быть отличными от текстов, вычитываемых духовенством, учитывая иной образовательный уровень и внутрицерковный статус мирянина.

Кстати, в некоторых молитвословах ХVIII-XIX столетия мы видим еще рецидив того сознания (сейчас это не перепечатывается, а в дореволюционных книгах можно найти): скажем, молитвы, которые христианин может читать на литургии во время первого антифона; молитвы и чувствования, которые христианин должен прочитать и пережить во время малого входа… Что это как не некий аналог для мирянина тех тайных молитв, которые священник прочитывает во время соответствующих частей литургии, но только отнесенные уже не к священнослужителю, а к мирянину? Я думаю, что плодом того периода истории нашей Церкви и явилось возникновение сегодняшнего молитвенного правила.

Ну а повсеместное распространение в том виде, в каком оно есть сейчас, молитвенное правило получило уже в синодальную эпоху в XVIII-XIX столетии и постепенно утвердилось как общепринятая норма для мирян. Трудно сказать, в какой именно год, в какое десятилетие это случилось. Если мы почитаем поучение о молитве наших авторитетных учителей и отцов XIX столетия, то никаких разборов, рассуждений об утреннем-вечернем правиле ни у святителя Феофана, ни у святителя Филарета, ни у святителя Игнатия мы не найдем.

Так что с одной стороны признавая существующее молитвенное правило вот уже несколько веков употребляемым в пределах Русской Церкви и в этом смысле ставшим отчасти неписаной, отчасти писаной нормой нашей духовно-аскетической и духовно-молитвенной жизни, мы не должны и слишком завышать статус сегодняшних молитвословов и даваемых в них молитвенных текстов как единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни.

– Можно ли изменять молитвенное правило? Сейчас установился такой подход среди мирян: можно дополнять, но нельзя заменять и сокращать. Что вы думаете на этот счет?

– В том виде, в каком они есть, утренние и вечерние молитвы находятся в некотором несоответствии принципу построения православного богослужения, в котором соединяются, как все мы хорошо знаем, изменяемая и неизменяемая часть. При этом среди изменяемых частей есть повторяемые – ежедневно, еженедельно, раз в год – круги богослужения: суточный, седмичный и годичный. Этот принцип соединения твердого неизменного костяка, скелета, на который все наращивается, и варьируемых, изменяемых частей очень мудро устроен и соответствует самому принципу человеческой психологии: ей, с одной стороны, необходима норма, устав, а с другой – вариативность, чтобы устав не превратился в формальное вычитывание, повторение текстов, не вызывающих уже никакого внутреннего отклика. И тут как раз есть проблемы с молитвенным правилом, где одни и те же тексты утром и вечером.

При подготовке к Причастию у мирян имеют место три одних и тех же канона. Даже в священническом приготовлении каноны различны по седмицам. Если открыть служебник, то там сказано, что в каждый день недели вычитываются свои каноны. А у мирян правило неизменно. И что, всю жизнь читать только его? Понятно, что будут возникать определенного рода проблемы.

Святитель Феофан дает совет, которому в свое время я очень порадовался. Я сам и другие известные мне люди нашли для себя в этом совете много духовной пользы. Он советует при чтении молитвенного правила для борьбы с холодностью и сухостью сколько-то раз в неделю, заметив стандартный хронологический промежуток, уходящий на чтение обычного правила, попытаться в те же пятнадцать-двадцать минут, полчаса не ставить себе задачу непременно все прочитать, но многократно возвращаясь к тому месту, с которого мы отвлеклись или ушли мыслью в сторону, добиваться предельного сосредоточения на словах и смысле молитвы. Хоть бы в те же двадцать минут мы прочитали только начальные молитвы, но зато учились бы делать это по-настоящему. При этом святитель не говорит, что вообще нужно перейти на такой подход. А говорит, что нужно соединять: в какие-то дни целиком читать правило, а в какие-то – таким образом молиться.

Если взять за основу церковно-богослужебный принцип построения молитвенной жизни, разумно было бы или соединять, или частично заменять те или иные составляющие утреннего и вечернего правила на, предположим, каноны, которые есть в каноннике – там их явно больше, чем в молитвослове. Есть совершенно дивные, удивительные, прекрасные, восходящие в значительной части к преподобному Иоанну Дамаскину молитвословия Октоиха. Готовясь к Причастию в воскресный день, почему бы не прочитать тот Богородичный канон или тот воскресный канон к Кресту Христову или Воскресения, которое есть в Октоихе? Или взять, скажем, канон Ангелу Хранителю соответствующего гласа из Октоиха, чем один и тот же, который предлагается на протяжении многих лет читать человеку.

Для многих из нас в день принятия святых Христовых Таин, особенно для мирян, независимо от частоты причащения, душа, а не леность пододвигает человека скорее искать благодарение Богу в тот день, чем вновь повторить вечером слова, что «согреших, беззаконновах» и так далее. Когда все в нас еще полно благодарности Богу за принятие Святых Христовых Таин, ну что бы, к примеру, не взять то или иное акафистное пение или, скажем, акафист Иисусу Сладчайшему, или какое-то другое молитвословие и не сделать его центром своего молитвенного правила на этот день?

Вообще-то к молитве, скажу такое страшное словосочетание, нужно относиться творчески. Нельзя ее засушивать до уровня формально исполняемой схемы: иметь, с одной стороны, тяготу от того, что эту схему приходится день за днем, год за годом исполнять, а с другой стороны – какое-то периодическое внутреннее удовлетворение от того, что я должное исполняю, и чего вы там на небе от меня еще хотите, я же и так сделал, не без труда, то, что полагается. Молитву нельзя превращать в вычитывание и исполнение только обязанности, и считать – вот у меня нет дара молитвы, я человек маленький, святые отцы, аскеты, мистики молились, ну а мы уж так побредем по молитвослову – и спроса-то никакого нет.

– Кто должен решать, какое молитвенное правило должно быть – это сам человек должен решать или все-таки надо идти к духовнику, к священнику?


– Если у христианина есть духовник, с которым он определяет константы своего внутреннего духовного строя, то абсурдно было бы обойтись в данном случае без него, и самому, только своей головой решить, что делать. Мы изначально предполагаем, что духовник – это человек как минимум не менее опытный в духовной жизни, чем тот, кто к нему обращается, а в большинстве случаев несколько более опытный. И вообще – одна голова хорошо, а две лучше. Со стороны виднее то, что человек, даже разумный во многих отношениях, может не заметить. Поэтому благоразумно при определении чего-то, что мы стремимся сделать постоянным, посоветоваться с духовником.

Но на всякое движение души не насоветуешься. И если сегодня захотелось открыть Псалтырь – не в плане регулярного чтения, а просто открыть и добавить к своему обычному молитвенному деланию псалмы царя Давида – не звонить же батюшке? Другое дело, если хочешь начать читать кафизмы вместе с молитвенным правилом. Тогда нужно посоветоваться и брать на это благословение, а священник, исходя из того, готов ли ты, поможет тебе советом. Ну а на просто естественные движения души – тут уж как-то самому нужно решать.

– А если захотелось почитать Псалтырь, но не хочется читать начальные молитвы, которые идут перед этим? Можно ли их опускать?


– Я думаю, что как раз начальные молитвы лучше не опускать без нужды, потому что в них есть может быть самый концентрированный опыт Церкви – «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», кто научил нас молитве «Отче наш» мы и так знаем, «Достойно есть» или «Богородице Дево радуйся» – их так немного, и они настолько очевидно избраны молитвенным опытом Церкви. Устав нам и так иной раз предлагает от них воздержаться. «Царю Небесный» – мы ждем 50 дней до праздника Пятидесятницы, на Светлой Седмице у нас вообще особенное молитвенное правило. Не понимаю логики этого отказа.

– Почему молиться надо именно два раза в день – утром и вечером? Одна наша читательница пишет: когда я занимаюсь с детьми, готовлю или убираюсь, мне так легко молиться, но как только я встаю перед иконами – все, как отрубает.


– Тут возникает сразу несколько тем. Никто не призывает нас ограничиться только утренним или вечерним правилом. Апостол Павел прямо говорит – непрестанно молитесь. Задача доброго устроения молитвенной жизни подразумевает, что христианин стремится в течение дня о Боге не забывать, в том числе и не забывать молитвенно. В нашей жизни есть много ситуаций, когда молитву можно в себе развивать отчетливым образом. Но с нежеланием встать и помолиться именно тогда, когда это предполагается долгом, нужно бороться, потому что, как мы знаем, враг рода человеческого там особенно противится, когда нет нашего самохотения. То легко делается, что делается, когда я хочу. Но то становится подвигом, что я должен делать вне зависимости от того, хочу или не хочу. Поэтому я бы советовал не отказываться от усилий поставлять себя на утренние и вечерние молитвы. Размер ее – другое дело, особенно у матери с детьми. Но она должна быть, как некая постоянная величина молитвенного устроения.

В отношении же молитв в течение дня: мешаешь кашку, молодая мама, – ну напевай про себя молитву, или если как-то больше можешь сосредоточиться – молитву Иисусову про себя читай.

Сейчас для большинства из нас есть великолепная школа молитвы – это дорога. Каждый из нас ездит на учебу, на работу в общественном транспорте, в автомобиле во всем нам известных московских пробках. Молись! Не трать время впустую, не включай ненужное радио. Не узнаешь новости – переживешь без них несколько дней. Не думай, что в метро ты так устал, что тебе хочется забыться и заснуть. Ну хорошо, не можешь читать по молитвослову в метро – читай «Господи, помилуй» про себя. И это будет школой молитвы.

– А если за рулем едешь и диск ставишь с молитвами?


– Я когда-то относился к этому очень жестко, думал – ну что эти диски, халтура какая-то, а потом на опыте разных священнослужителей и мирян увидел, что это может быть подспорьем в молитвенном правиле.

Единственное, что я бы сказал – не нужно всю молитвенную жизнь сводить к дисковому прослушиванию. Абсурдно было бы, придя вечером домой и становясь на вечернее правило, вместо самого себя включить диск, и какой-нибудь благоговейный лаврский хор и опытный иеродиакон привычным гласом начнет тебя убаюкивать. Все в меру должно быть.

– Как вы относитесь к правилу Серафима Саровского?


– Как можно относиться к правилу, которое дал великий святой? Как к правилу, которое дал великий святой. Я просто хочу напомнить, при каких обстоятельствах он его дал: он дал его тем инокиням и послушницам, которые находились на тяжелых труднических послушаниях по 14-16 часов в сутки. Дал им для того, чтобы они начинали и кончали им день, не имея возможности для исполнения регулярных монашеских правил, и напоминал о том, что соединять это правило нужно с внутренним молитвенным деланием во время тех трудов, которые они несут в течение дня.

Конечно, если человек в горячем цеху или в не менее утомительном офисном труде приезжает домой таким, что съесть ужин, сделанный любимой женой на скорую руку и прочитать молитвы – это все, на что у него силы остаются, пусть читает правило преподобного Серафима. Но если у тебя остались силы не спеша посидеть за столом, сделать несколько не самых необходимых звонков по телефону, посмотреть фильм или новости по телевизору, почитать френдленту в Интернете, а потом – ах, завтра же вставать на работу и остается время только несколько минут – то тут, пожалуй, не самым правильным путем будет ограничить себя Серафимовым правилом.

– Отец Максим, если во время молитвы своими словами возникают какие-то удачные слова, которые хочется записать и по ним потом молиться, можно ли так сделать?


– Запиши и молись, конечно! Молитвы, которые мы читаем в молитвослове, созданные великими святыи, так и родились. Они этими словами как своими молились. И кто-то, они или их ученики, когда-то записали эти слова, и они потом из личного опыта стали опытом Церкви.

Мы по большей части не можем претендовать на то, что наши удачи получат широкое церковное распространение, но, скажем, недавно возникшая, ставшая дорогой для многих православных христиан, молитва Оптинских старцев, молитва святителя Филарета, некоторые из молитв святого Иоанна Кронштадского – именно так и появились. Не нужно этого бояться.

– Многие родители говорят о том, что детям и подросткам некоторые из вечерних молитв совершенно непонятны и не близки. Как вы считаете, могла бы мать сама составить своим детям какое-то молитвенное правило?

– Это было бы очень разумно. Во-первых, потому что в иных случаях речь идет о грехах, которых дети не знают, и чем они позднее их узнают, тем лучше. Во-вторых, это молитвы в значительной мере соотносимы с опытом человека, уже прошедшего изрядный путь жизни, имеющего какие-то понятия о духовной жизни, о собственной немощи и о неудачах, которые в духовной жизни у нас бывают.

Главное, что мы должны стремиться воспитать в детях – это желание молиться и радостное отношение к молитве, а не как к чему-то такому, что необходимо делать из-под палки, как тягостный долг, от которого отвертеться нельзя. Главным в этом словосочетании будет слово «тягостный». К детскому правилу нужно относиться очень и очень деликатно. И пусть лучше дети молятся меньше, но с охотой. Из маленького ростка может со временем вырасти большое дерево. Но если мы засушим его до состояния скелета, то даже если это будет нечто большое, жизни в нем не будет. И потом придется с трудом все создавать заново.

– Батюшка, а если во время чтения последования ко Причастию первые десять минут читаешь и действительно чувствуешь, что молишься, а потом чисто чтение идет?


– Во-первых, нужно заметить, регулярно ли это с нами происходит. И если к этому есть некоторая тенденция, то благоразумно будет постараться правило к Причащению распределить на несколько дней. Действительно, многим трудно сосредоточенно прочитать сначала три канона , потом канон к Причастию, потом правило к Причастию, где-то еще поместить вечерние или утренние молитвы – это, как правило, больше регулярной нормы человека. Ну что бы те же три канона не распределить по двум-трем дням, которые следуют перед Причастием? Это поможет нам путь говения, приготовления пройти более сознательно.

То же самое: канон к Причастию прочитать вечером, молитвы перед причащением – утром. Дробить на большее количество частей – в этом нет ничего страшного.

– А если человек причащается каждую неделю, то как, по-вашему, нужно готовиться?

– Я надеюсь, что вопрос о мере приготовления к Причастию станет одной из тем соответствующей комиссии межсоборного присутствия. Многие из священнослужителей и мирян осознают, что невозможно перенести механически те нормы, которые сложились в XVIII-XIX столетии при весьма редком причащении мирян – раз в год или в четыре многодневных поста, или чуть чаще – редко кто из мирян, в том числе весьма благочестивых, причащался тогда чаще. Не хочу сказать, что это непременно было плохо, но такова была тогдашняя практика духовной и таинственной жизни мирян.

Уже в советское время сложилась практика, при которой значительная часть наших мирян стала причащаться часто или весьма часто, до еженедельного причастия включительно. Понятно, что, если человек причащается еженедельно, неделю ему говеть невозможно, его жизнь будет целиком постом. Никоим образом не предлагая это в качестве нормы для всех, исходя из советов опытных священников, которых я знал в своей жизни, и из какой-то оценки пользы для людей на приходах, в которых пришлось служить, мне представляется, что если человек в воскресенье причащается, то пятница и суббота будут достаточными днями говения для приобщающегося Святых Христовых Таин. Есть канонические проблемы с субботой, но все же странно было бы отменять пост накануне воскресного причащения. Хорошо бы не пропустить вечернее богослужение накануне в субботу вечером, если жизненные обстоятельства сколько-нибудь это позволяют.

Скажем, для матери с детьми это, наверное, не всегда реально. Возможно, необходимости так часто причащаться нет, но есть стремление, а присутствовать на вечернем богослужении не получается. Или для человека, который много работает, отца многодетного семейства. Часто бывает, что такой человек не может отменить работу в субботу, но душа его просит Причастия. Я думаю, он имеет право прийти причаститься и без вечернего богослужения. Но все же если он предпочел в субботний вечер в кино сходить или еще куда-нибудь – то он предпочел досуг. Все же посещение кино, театра или даже концерта – не думаю, что могут быть путем приготовления к принятию Святых Христовых Таин.

Уж точно никто не должен никак отменять канон и молитвы перед Святым Причастием. А вот иные – то, что мы говорили о трех канонах и прочем – наверное, могут по совету с духовником каким-то образом распределяться по дням, заменяться иным усугублением молитвословий.

Главная задача молитвенного правила к Причащению – чтобы у человека хотя бы маленький, но был отрезок жизненного пути, в котором главным его ориентиром было бы приготовление к принятию Евхаристии. Каков в его конкретных жизненных обстоятельствах будет этот отрезок – на сегодня определяется скорее индивидуально самим человеком вместе с духовником. Какие-то более отчетливые ориентиры, я надеюсь, соборный разум Церкви даст в результате трудов Межсоборного присутствия.

– Вопрос от нашего читателя: «Христос говорил не уподобляться язычникам в многословии молитвы, а у нас все-таки молитвы достаточно длинные».


– Господь говорил это, прежде всего, для того, чтобы мы не молились многословно напоказ. Господь в этом фарисеев в значительной мере обличал.

При множестве слов, которые мы видим в наших молитвословиях, эти молитвы имеют три главных цели – покаяние, благодарность и хвалу Богу. И если мы на этом будем себя сосредотачивать, то это будет благая цель молитвы.

Много же слов часто нужно по одной простой причине: чтобы мы из девяноста – девяноста пяти процентов, которые для нас окажутся рудой, пять процентов алмазов для души все же обрели. Редко кто из нас умеет так подойти к молитве, чтобы зная, что она будет продолжаться три минуты, эти три минуты отсекши все житейские попечения сосредоточиться и войти во внутренние сердца своего. Нужен некоторый разгон, если хотите. И тогда в течение этого сколько-то протяженного молитвословия будет несколько вершин сосредоточения, какого-то движения души и сердца. Но если не будет этого пути, то не будет и вершин.

– Когда обсуждается творческое отношение к молитвенному правилу, большинство людей относится к этому болезненно. Это касается и поста, и много чего другого в церковной жизни. Как вы считаете, почему это происходит?

– Есть некоторая тенденция, наша русская, являющаяся оборотной стороной другой положительной тенденции – это тенденция к обрядоверию. Известно, что, по словам святителя Григория Богослова, у греков при общем богословско-созерцательном направлении склада души народа оборотной стороной этого было пустословие о высоком. Известна фраза святителя, что нельзя на рынок прийти рыбу купить, чтобы не услышать рассуждения о двух природах и о соотношении ипостасей. У нас у русских такой склонности к богословию до возникновения эпохи интернета никогда не было. Но была склонность скорее к священному, сакральному, возвышенному, воцерковленному бытию, ну и быту одновременно, в котором бы все соединялось в Церкви, все было бы церковно. Тот же Домострой в этом смысле очень показательная книга.

Но оборотной стороной является сакрализация до крайности обряда и всего, что связано с буквой. Покойный профессор Московского Университета Андрей Чеславович Козаржевский любил говорить на своих лекциях еще в советское время, что если в Церкви священник вдруг скажет не «Отче наш» а «наш Отче», то его посчитают еретиком. Это правда так, для многих это может оказаться каким-то вызовом. Другое дело, с чего бы священник так говорил, но даже на уровне какой-то оговорки – посчитают, что это очень и очень странная и опасная тенденция. Так что я бы это связал с общим строением нашего русского менталитета.

С другой стороны, здесь некое понимание того, что не нужно колебать того, что прочно стоит (цитирую святителя Филарета), чтобы перестроение не обратить в разрушение. Человек, ищущий доброго устроения своей молитвенной жизни, всегда должен стремиться к предельной честности пред Богом и понимать, что он заботится о молитве, а не о ее сокращении. О ее наполнении, а не о том, чтобы себя пожалеть, не творчески что-то искать, а просто меньше молиться. В этом случае надо честно себе сказать: да, моя мера не та, которую я себе представлял, а вот эта – совсем маленькая. А не то, что «я нашел это путем творческого молитвенного поиска».

– Как можно почувствовать, что молитва – не монолог, а диалог? Можно тут на какие-то свои ощущения ориентироваться?


– Святые отцы учат нас не доверяться эмоциям на молитве. Эмоции – не самые надежный критерий. Вспомним хотя бы евангельскую притчу о мытаре и фарисее: довольным своей молитвой, правильным ощущением своего внутреннего устроения ушел не тот, кто был более оправдан Богом, как нам Христос-Спаситель говорит.

Молитва узнается по плодам. Как покаяние узнается по результатам – по тому, что с человеком происходит. Не по тому, что я сегодня пережил эмоционально. Хотя каждому из нас дороги слезы на молитве и теплота души, но нельзя молиться так, чтобы вызвать в себе слезы или искусственным образом разогреть теплоту души. Ее нужно благодарно принимать, когда Господь ее дает как дар, но не чувства, а наши отношения с Богом должны быть целью молитвы.

– А если во время молитв чувствуешь усталость?


– Амвросий Оптинский говорит, что лучше сидя подумать о молитве, чем стоя о ногах. Но опять же – только честно. Если усталость наступает после тридцатой секунды молитвы, если значительно лучше у нас получается молиться сидя в кресле или лежа на подушке, то это уже не усталость, а внутреннее лукавство. Если у человека пяточный нерв защемлен – ну так пусть сидит, бедный. Мама беременная – ну что ее мурыжить с ребенком, на 6-7 месяце? Пусть полулежит, как может.

Но нужно помнить: человек – существо душевно-телесное, психофизическое, и само по себе положение, устроение тела во время молитвы имеет значение. Я не буду говорить о высоких вещах, о которых никто из нас понятия не имеет – о том, как сосредоточить внимание в верхней части сердца, например. Я даже не знаю, где верхняя часть сердца находится и как там сосредоточить внимание. Но то, что почесывание в ухе или ковыряние в носу отражается на том, как мы молимся – это, я думаю, понимают даже не такие возвышенные мистики.

– Как быть с молитвами для новоначальных? Есть специальные молитвословы для них, но там не более понятные молитвы, чем в обычных.


– Мне кажется, новоначальных нужно, прежде всего, вот чему научить – чтобы для них молитвы стали понятны. И здесь хорошую роль могут выполнять молитвословы а) толковые и б) с параллельным переводом на русский язык. В идеале, чтобы это сочеталось: чтобы это был и перевод на русский язык, и какое-то толкование.

Скажем, до революции выходила серия по двунадесятым праздникам Н.А.Скабаланович, где был весь славянский текст службы праздника, параллельный перевод на русский язык и пояснение смысла того, что иногда недостаточно перевести. Я думаю, что если людям сделать текст молитвы понятным, то это снимет многие затруднения. А уж размер молитвенного правила – это дело такое, которое скорее индивидуально должно определяться.

– Можно человеку, только-только заинтересовавшемуся церковной жизнью, посоветовать молитву Оптинских старцев, например, в качестве молитвенного правила?


– Да, чаще всего новоначальных нужно скорее ограничивать от передозировки. Мой опыт говорит скорее о другом: новоначальные в неофитском рвении стремятся взять больше, чем они могут. Им скорее нужно сказать: «Читай вот это и все, миленький, потом когда-нибудь будешь больше молиться. Не нужно трех кафизм читать».

– Вопрос от нашего читателя: у него сложные отношения с отцом, они никогда не общались особенно близко. После воцерковления он почувствовал, что он не может разговаривать с Богом как с Отцом с большой буквы.

– Это какой-то специфический духовный комплекс, я бы сказал. Трудно говорить в отношении человека, которого я не знаю, тем более выносить какие-то суждения, которые могут критически говорить о его внутреннем устроении, но пусть он задаст себе вопрос: не происходит ли у него определенного рода абсолютизация личного опыта на масштаб Вселенной? То есть, не получается ли так, что если я в пределах моего бугорка и кочки имел некий отрицательный опыт, то не могу себя никак научить смотреть в иной перспективе, кроме как с этой кочки и с этого бугорка?

По этой логике, дети, которых мать бросила, не могут или не должны научиться любить Пресвятую Богородицу… Мне кажется, здесь неготовность принять тот тяжелый, но зачем-то Богом попущенный этому человеку опыт, а не только неудачные отношения с собственным отцом. Но повторю: я так рассуждаю по трем строкам этого вопроса, проблема может быть значительно более глубокой, нужно больше человека знать, чтобы сказать.

– Батюшка, о чем молиться своими словами? Иногда говорят: не проси смирения, потому что тебе такие скорби пошлет Бог, что ты сама не рада будешь.


– Молиться нужно о едином на потребу. Почему, собственно, не просить смирения? Как будто нас в небесной канцелярии подслушивают, и если мы что-то такое скажем, то нам сразу: ах ты попросил, вот тебе палкой по голове, держи. Но если мы верим в Промысел Божий, а не в какое-то небесное КГБ, отслеживающее неправильные слова, то бояться просить правильного мы не должны.

Другое дело, что в иных случаях нужно сознавать цену молитве. Скажем, мать, просящая об избавлении от страсти наркомании своего сына, должна понимать, что это менее всего вероятно произойдет так, что завтра он проснется аки агнец, забывший о своих пристрастиях, трудолюбивый, воздержанный и любящий своих ближних. Скорее всего, прося об избавлении сына, она просит ему скорбей, болезней, тех или иных очень непростых жизненных обстоятельств, с которыми сын может столкнуться – может быть, армии, тюрьмы.

Цену молитвы нужно осознавать, но молиться, тем не менее, нужно о правильном и не бояться Бога. Мы верим в Отца нашего Небесного, Который Сына своего Единородного послал, чтобы верующие в Него не погибли, а не чтобы их всех приструнить каким-то правильным образом.

– А в чем вообще смысл просящей молитвы, если Господь и так знает, что нам нужно?

– Бог знает, но ждет от нас благого произволения. «Бог спасает нас не без нас», – эти дивные слова преподобного Петра Афонского в полной мере относятся и к молитве. А мы спасаемся не как кубики, которые переставляются с места на место, а как живые личности, как ипостаси, вступающие в отношения любви с Тем, Кто нас спасает. И эти отношения подразумевают наличие свободной воли и нравственного выбора от человека.

Беседовала Мария Абушкина
Вложения
.jpg
.jpg (18.19 Кб) Просмотров: 20359
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

Re: Православная семья

Сообщение Ирина-Екб » 24 мар 2010, 11:35

Лень


http://www.pravmir.ru/len/

«Во дни печальные Великого Поста» (с) каждое утро наше начинается с одного и того же прошения «дух праздности … не дай ми…»
. Собственно, именно этому нас учили с самого раннего детства все, кто окружал нас – родители, близкие, учителя. Лень в глазах наших родителей и учителей была одним из худших пороков, а правильно воспитываемый ребенок в теории не должен был иметь ни секунды свободного времени, чтобы ни в коем случае не предаться какой-нибудь глупости.

Драмкружок, кружок по фото, музыкальная школа, каток, спортивная секция, иностранный язык. Дома – множество самых разных обязанностей, иной раз действительно необходимых, иной раз просто исполняющих роль наполнителя времени. Лишь бы только чадушко не приучалось к безделию и тунеядству…

Спору нет, навык трудиться необходимо любому человеку. Собственно, в этом и состояла самая первая заповедь, данная человеку после изгнания его из райского сада – в поте лица своего будешь зарабатывать хлеб свой. И, что греха таить, сами мы далеко не всегда в этом вопросе бываем на высоте, причем касается это и обычных повседневных занятий, и духовной жизни, и помощи ближним, и самообразования, и еще многих и многих сторон жизни. И часто бывает так, что мы не находим в себе сил заняться тем или иным делом, пытаемся принуждать себя, находить какие-то стимулы, или чем-то припугивать, а воз все стоит на одном месте. И никакие наши самообвинения в лени не помогают с проблемой справиться, а только наоборот, усугубляют ситуацию нестерпимым чувством собственной вины и бессилия.

Так в чем же тут дело? Давайте попробуем разобраться и понять, всегда ли наша неспособность заняться каким-то делом объясняется именно ленью, или могут быть и какие-то еще причины.
Ведь, что греха таить, бездействие, чужое или собственное, нам, как правило, представляется именно праздностью, а удержаться хотя бы от мысленного осуждения лентяя ой как сложно.

Вообще, практически у всех у нас есть одна очень большая сложность – мы плохо умеем разбираться в тех ощущениях и сигналах, которые посылает нам организм, и сильно путаемся в понятиях. Поэтому очень часто под словом «лень» понимаем то, что собственно ленью никоим образом не является.

Одной из очень распространенных проблем, особенно в крупных городах, стал синдром «выгорания»
. Неестественно длинный рабочий день, долгая дорога на работу и домой, высокий уровень профессионального стресса, «вторая вахта» с домашним хозяйством и маленькими детьми – все это приводит к тому, что наша психика начинает стремительно истощаться. Плюс к этому действует еще и тот фактор, что современный горожанин получает за день информации чуть ли не больше, чем его прадед за всю жизнь.

Мы просто не осознаем этих ежедневных мельчайших сигналов, а ведь каждый из них оттягивает на себя крошечку нашего внутреннего ресурса. Подумайте сами – каждое увиденное в толпе лицо, каждый услышанный обрывок разговора, музыка, долетающая из чьих-то наушников, рекламные плакаты на обочинах улиц и бортах автобусов – каждый из этих факторов привлекает к себе наше внимание. Мы просто научились не допускать большинство из них до осознания, но ведь в фоновом режиме они все равно на мозг воздействуют и перегружают его.

А мы еще плюс к этому смотрим телевизор и ходим в кино, слушаем радио и читаем новостные сайты. Да еще общаемся на форумах и в блогах, где тоже принимаем в себя массу информации, касающейся частной жизни десятков и сотен других людей. В итоге наш мозг и наша психика просто-напросто запредельно устают. И в один «прекрасный» момент у человека просто «срабатывают предохранители», он теряет интерес к окружающей жизни, и иногда не чувствует в себе внутренних сил даже для простейших дел.

Называть это состояние ленью крайне опасно. А еще опаснее пытаться силой заставлять себя преодолеть свои ощущения и снова впрячься в дела. Если ситуация дошла до такого состояния, тут уже пора бегом к доктору, на щадящий режим, пить витамины и общеукрепляющие, и отдыхать-отдыхать-отдыхать. К счастью, обычно организм начинает подавать сигнала задолго до того, как наступает серьезное выгорание. Физиологи называют это состояние «охранительным торможением».

Суть его в том, что на ровном месте на человека вдруг нападет непреодолимое желание бросить все дела и посвятить себе хоть несколько часов в блаженном ничегонеделании, незапланированном сне, побеге «в Сеть», или еще чем-то любимом и расслабляющем. Кстати, чаще всего это желание настигает трудоголиков, живущих и работающих на износ. Трудоголизм, кстати, сам по себе свидетельствует о том, что у человека существует множество нерешенных внутренних проблем, от которых он либо убегает, чтобы не думать, либо запредельными нагрузками обеспечивает себе ощущение «я хороший, я имею право на существование».

И вот бедный трудоголик попадает в объятия «лени». Дальше как бы ситуация не повернулась, ему не позавидуешь. Ибо если трудоголик поддастся потребности отдохнуть, его подстерегает чувство вины за то, что он позволил себе расслабиться. А если он не позволяет и начинает героически преодолевать свою немощь, то эффективность его труда все равно получается недостаточной. Соответственно, трудоголик начинает работать еще больше, чтобы наверстать упущенное, устает еще сильнее, фрустрируется от низких результатов своего труда, да еще нещадно подрывает собственное здоровье.

Так что давать себе полный отдых время от времени просто необходимо. А если это не получается или не удается избавиться от чувства вины за периоды не-работы, то тут уже необходима помощь специалиста. Ну и с трудоголизмом тоже разбираться нужно, какие проблемы его вызвали, и как с ними справляться более щадящими методами.

А еще могут быть и такие ситуации, когда человек после серьезного потрясения (например, смерти близкого человека), или в начальной фазе тяжелого заболевания, или в состоянии психологической травмы не может вернуться к нормальному ритму жизни. И здесь тоже обвинять человека в лени совершенно некорректно, ему это не только не поможет, а, наоборот, только ухудшит его состояние.

А еще бывает так. Допустим, в более ранние годы человек пережил серьезную травмирующую ситуацию, а может, и не одну. И не было у него сил на то, чтобы разобраться с этими бедами в тот самый момент, когда они возникали. Обычно в такой ситуации все воспоминания о травмировавшей ситуации задвигаются, вытесняются куда-то на периферию сознания, и там насильственно удерживаются, чтобы снова не переживать этот ужас и эту боль. Но проблема в том, что на такое удержание на самом деле уходит неимоверно много сил, которые человек заимствует из своей повседневной жизни.

И чем больше было в его жизни моментов, которые он так и не прожил до конца, и о которых старается не думать, тем меньше сил у него остается на то, чтобы жить сегодняшней реальной жизнью. В этом плане как раз невероятно опасны советчики и утешители, которые в трудные моменты жизни говорят человеку «не плачь», «не думай об этом», «отвлекайся на что-то хорошее». Чаще всего под советами такого рода лежит как раз не забота о страдающем человеке, а банальный эгоизм, не способность выносить чужие слезы, боль и горе. А страдающему как раз и нужно выплакаться до конца, прожить свою боль, смириться с потерей и невозможностью исправить ситуацию. Только после того, как работа горя завершится, человек может вернуться к полноценной жизни.

А если мы раз за разом прерываем, не даем себе до конца прожить горестную ситуацию, то потом долгие годы несем ее незавершенную в себе. И прожить тоже боимся, чтобы снова не испытать той острой боли, поэтому тратим неимоверно много сил на то, чтобы не выпускать боль наружу… Вот и получается, что мы зависаем в своих старых проблемах, а сейчас жить нам просто нечем, ресурса нет.

Из этой ситуации выходить можно по-разному. По себе могу сказать, что с какими-то эпизодами я справилась сама, с какими-то с помощью духовника и друзей, а с какими-то только с помощью и поддержкой умного и грамотного психотерапевта. Но выходить нужно, иначе ситуация сама собой все равно не решится, увы.

А ведь бывает еще и так. Допустим, человек действительно пытается чего-то добиться, усилия какие-то прилагает, а дело не идет и все. И тут встает вопрос – а чьих целей он пытается добиться, своих собственных или навязанных ему кем-то извне? Для чего, скажем, ему кандидатская диссертация нужна – чтобы результаты своей научной работы оформить, или просто чтобы «остепениться», потому что иначе в глазах близкого окружения ты не человек? Во времена моей юности ходила такая фраза: «Ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан». И я знаю немало людей, кому следование этому принципу очень сильно испортило жизнь, потому что диссертация делалась не для себя, а для мамы, папы или мужа, потому что иначе невозможно было получить их уважения и позитивной оценки.

Так что тут в первую очередь надо с собой разбираться – а сам ли я хочу добиться этого результата, или мне мама с папой внушили, что я должен этого хотеть. И если это не мое желание, то где же тогда мое? Кто я, чего я хочу от этой жизни, чем хочу заниматься и ради какого результата?

К сожалению, у нас пока что самоанализ не слишком в чести, а жаль. Потому что если честно отвечать себе на всевозможные «Почему?» и «Чего я хочу?», картина может сложиться весьма неожиданная. Допустим, молодая жена укоряет себя за лень и нежелание мыть после ужина посуду. Да, вполне возможно, ей этого просто не хочется делать, а хочется посидеть с книжкой на диване или заняться чем-то творческим.

Но ведь может быть и иначе. Я все-таки придерживаюсь той точки зрения, что лень на пустом месте не возникает. Если возникло ощущение, что делать что-то «лень», это хороший повод позадавать себе вопросы – что случилось? Почему мне сейчас так трудно сподвигнуть себя на это дело? Есть ли какие-то скрытые причины, которых я пока не осознаю? Насколько критично в данный момент сделать или не сделать это? Можно ли отложить дело на попозже а пока удовольствоваться компромиссным решением?

Допустим, мне действительно интереснее писать статью, нежели мыть посуду. А почему?
Только ли дело в самом творческом процессе или мне важно, чтобы статья была опубликована, чтобы я получила свою дозу общественного внимания и одобрения? Может быть, публикация статьи хоть немного, но повышает мою самооценку? Естественно, банальное мытье посуды лишено таких бонусов и потому менее привлекательно. Так может, дело в том, что мне не хватает поддержки и одобрения со стороны мужа, его позитивных откликов по поводу моего ведения домашнего хозяйства? А если бы он почаще говорил, как ему нравится наш чистый уютный дом, у меня было бы больше стимулов заниматься хозяйством, потому что мне приятно радовать мужа.

И вот дальше уже можно делать выводы о том, что стоит за данным конкретным приступом лени – усталость, нехватка поддержки со стороны мужа, мое тщеславие и желание журналистской славы? Что мне сейчас нужно – прижаться к мужу и получить от него поддержку и тепло, или под новым углом зрения оценить свое поведение и увидеть какие-то греховные проявления, которых раньше не замечала?

А может, меня в детстве постоянно критиковали за плохо помытую с родительской точки зрения посуду, поэтому у меня закрепилось опасение, что будут ругать? И мытье посуды подсознательно накрепко связано с негативными ассоциациями.

А может, банально не нравится запах моющего средства, вызывает аллергию или напоминает какие-то противные ситуации? Или по каким-то причинам ощущение грязной жирной посуды вызывает невыносимую брезгливость?

В любом случае обязательно нужно разобраться: а самому человеку нужна та работа, которую он должен сделать? Скажут ли ребенку за помощь хотя бы простое спасибо?
Понимает ли подросток, зачем лично ему надо учиться, или делает это из-под палки только для родителей? Хочется ли жене наводить порядок в доме, в котором она не хозяйка? Приятно ли мужу быть у жены «на посылках», особенно если супруга выступает с позиций не партнерских, а командирских или материнских?

А ведь у каждой обнаруженной проблемы есть решение. И после того, как оно найдено, в будущем с аналогичными сложностями справляться будет уже куда легче. В общем, если навалилась лень, есть смысл с ней побеседовать – зачем она пришла и что сказать хочет. И если внимательно к себе прислушиваться, то рано или поздно понятно станет, где именно ваша собака зарыта.

И еще давайте все-таки действительно «не осуждать брата моего». Ибо со стороны мы можем легко ошибиться и принять за лень то, что ей совершенно не является. А научившись легче относиться к несовершенствам ближнего, мы и в своих ощущениях постепенно научимся лучше разбираться, отличая истинную лень от прочих ситуаций. Ведь ни для кого не секрет, что для того, чтобы быть эффективным, лекарство должно применяться строго по назначению. Стало быть, бороться можно и нужно именно с ленью, а вовсе не с теми ситуациями, которые мы ошибочно за нее принимаем.

Сдается мне, не так уж у нас много настоящих лентяев-то. Просто нужно учиться понимать себя, свои проблемы и потребности. И не называть словом «лень» то, что ею совершенно не является…

http://www.pravmir.ru/len/
Вложения
-1.jpg
-1.jpg (24.79 Кб) Просмотров: 20330
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

Re: Православная семья

Сообщение Ирина-Екб » 07 апр 2010, 14:12

Александр Андриянов

Иконы - это небольшие двери.
Они нас в жизнь иную приглашают.
Войти сквозь них дано по нашей вере:
Одних впускают, а другим мешают.

Иконы - это светлые оконца,
И в каждом боголепный лик сияет:
То строго поглядит, то улыбнется,
То дивное смирение являет.

Пройти сквозь позолоту краски к ним бы,
Но так ничтожны силы человечьи.
И мы лишь издали глядим на нимбы,
Лампады зажигаем, ставим свечи.

Но чудо происходит и от взгляда
На эти Духом дышащие лица.
И утешенье есть, и слов не надо,
И сердцу сладко и легко молиться!
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

Re: Православная семья

Сообщение Ирина-Екб » 09 апр 2010, 19:52

Здесь большой материал о семье почившего 10 лет назад протоиерея Федора Соколова.
О его супруге, матушке Галине Соколовой, и их детях.


http://www.pravmir.ru/druzhnaya-semya-sokolovyx/
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

Пред.След.

Вернуться в Ваш первый форум

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron