Обет Трезвости

Описание вашего первого форума.

Модератор: Ирина-Екб

Обет Трезвости

Сообщение Ирина-Екб » 28 ноя 2009, 15:00

Возрождение дореволюционной практики обетов трезвости.

http://trezvenie.org/obschest/

Основным и наиболее действенным способом достижения результатов на пути трезвости Православная Церковь считает обет трезвости. Священное Писание побуждает давать и исполнять обеты. Первое обетование - о пришествии в мир Спасителя - дал Сам Бог. Примеры обетов Богу мы видим и в Ветхом завете, и в Новом. Например, в Ветхом Завете мы встречаем упоминание об обете назорейства: «Если мужчина или женщина решили дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксуса из вина, ни уксуса из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод. Во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи (Числа, 6, 2-3). Мы знаем обеты святых праведных Иоакима и Анны, Захарии и Елизаветы в случае разрешения бесплодия посвятить чадо Богу. Такие примеры есть и в житиях святых. Плодом таких Богоугодных обетов были Пресвятая Богородица, Предтеча и Креститель Господень Иоанн и многие святые.


Обет трезвости дается для того, чтобы, с одной стороны, оградить изменяемость воли человека, обезопасить его от нарушения добродетели воздержания, с другой - чтобы привлечь на себя благословение Божие и сугубую благодать, освящающую и вспомоществующую в трудных подвигах воздержания. Бог не оставит Своей помощью человека, желающего жить трезво и Богоугодно.

Обет трезвости – это великое охранительное средство для людей, еще не имеющих порочных зависимостей. Это прекрасная помощь родственникам страждущих, которые должны помогать своим родным в первую очередь собственным примером. С. А. Рачинский писал: «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыни. Все со мной соглашались, но никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи».

Традиция Православной Церкви четко выражена словами апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21).

Нередко обет трезвости дают люди, которые сами от этого порока не страдают: они дают обет трезвости ради своих ближних. Чтобы избавиться от страсти пьянства, человек должен утвердиться в добродетели воздержания, и пример такого воздержания являют ему близкие.

Обеты трезвости, таким образом, даются самими страждущими, их родственниками и людьми, занимающимися трезвеннической работой, для укрепления себя в этом подвиге. После чинопоследования обета трезвости обетчикам выдаются обетные грамоты.Обет трезвости дается с благословения духовника. Срок обета может быть различным: от нескольких месяцев до пожизненного (срок опять-таки должен определить духовник).
Вложения
prilozh 4_1(1).jpg
prilozh 4_1(1).jpg (92.62 Кб) Просмотров: 33605
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

Re: Обет Трезвости

Сообщение Ирина-Екб » 28 ноя 2009, 15:05

Фото с Обета Трезвости 18 мая 2009 г. и Крестный ход после принятия обета. г.Екатеринбург.
Вложения
DSC07411_2.jpg
Крестный ход
DSC07411_2.jpg (48.59 Кб) Просмотров: 33604
DSC07257_1.jpg
Отец Игорь Бачинин
DSC07257_1.jpg (28.94 Кб) Просмотров: 33604
DSC07102_2.jpg
Чин принятия обета Трезвости
DSC07102_2.jpg (36.53 Кб) Просмотров: 33604
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

Re: Обет Трезвости

Сообщение Ирина-Екб » 28 ноя 2009, 15:28

СВЯЩЕННИК ИГОРЬ БАЧИНИН:

"ЕДИНСТВЕННЫЙ ВАРИАНТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ В СВОЕЙ ЖИЗНИ ОСОЗНАЛ,
ЧТО АЛКОГОЛЬ ЕМУ МЕШАЕТ - ЭТО АБСОЛЮТНОЕ ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ АЛКОГОЛЯ".


Беседа в прямом эфире православного телеканала «Союз»

http://orthodox.etel.ru/2009/22/_bachinin.htm

– Сегодня мы поговорим о такой страсти, как алкогольная зависимость, точнее, о мифах, с ней связанных. У нас в гостях духовник Общества «Трезвение» клирик Ново-Тихвинского женского монастыря священник Игорь Бачинин.
Здравствуйте, батюшка.

– Добрый вечер.

– Батюшка, об алкоголизме уже столько всего рассказано. Наглядных примеров его вреда очень много, и тем не менее эта проблема до сих пор существует. Как Вы считаете – почему? Это недостаток просвещения, недостаток духовности или еще что-то?
– Наговорено на эту тему немало, но вопрос в том, как говорится? К сожалению, основной тезис, когда говорят об алкоголизме, примерно такого содержания: пить плохо, когда человек пьет много; но если человек делает это умеренно, в «культурных» дозах, то в этом ничего худого нет. Это сейчас одна из самых главных проблем, с которой нам приходится сталкиваться.

– Есть убеждение, что сколько алкоголика не переубеждай, сколько ему доводов ни приводи – все бесполезно. Так ли это? Помогает ли Ваше Общество беседами, разъяснениями? Может, оно с какой-то другой стороны подходит к этой проблеме?
– Есть различные зависимости, в которые попадает человек. В медицине есть термин «доклиническое состояние». Когда человек находится в таком состоянии, с ним можно разговаривать методом убеждения, можно достучаться до его разума. Если человек опустился ниже этого состояния – методов убеждения уже не достаточно. Здесь необходимы другие, более действенные формы.

– Существуют различные мифы; что это за мифы? Неужели есть какие-то неправильные представления об этой страсти?
– У всемирно известного хирурга Федора Григорьевича Углова немало написано статей на эту тему. И основной тезис заключается в том, что пьянство в народе держится на лжи. Мифы и определяют ложь следующего содержания: алкоголь способствует снятию нервного напряжения.

– Это не так?
– Не так; это можно однозначно доказать.
Другой миф: алкоголь способствует выведению радиации из организма, он – некое средство профилактики различных токсических отравлений. Есть такой миф, что алкоголь разогревает, служит универсальным средством общения. Еще такой миф: алкоголь способствует экономическому благосостоянию общества. Это наиболее распространенные мифы, на которых и держится пьянство в народе. Конечно, есть еще мифы менее распространенные – в зависимости от социальных условий.

– Вы говорите, что «алкоголь согревает» – это миф, а чем это доказано? Всегда же, например, если человек замерз, его растирают спиртом, ему дают выпить...

– Доказывается это очень просто. Французские ученые проводили эксперимент: они измеряли температуру тела до того, как человек употребляет алкоголь, во время употребления алкоголя и после употребления. И увидели, что никакого изменения температуры тела, тем более ее повышения, не происходит. Но такой миф бытует в народе, и важно понимать, на чем он основан.

– На чем?
– Это нам поможет понять простой пример: зимой у нас морозы. Если бы алкоголь действительно согревал, то человек, влив в себя горячительное средство, упал бы от опьянения. По мифу, который утверждает, что алкоголь согревает, человек должен в тепле поспать, проснуться и пойти туда, куда ему нужно. Но такого не бывает. Человек замерзает на улице по одной простой причине: алкоголь убирает у него барьер чувствительности. И человек просто перестает чувствовать, что он замерзает. Кстати, до начала XX века, когда еще не был открыт наркозный эфир, спирт использовался как средство введения человека в состояние бесчувствия при хирургических операциях. Но медикам известна определенная доза, когда человек может войти в состояние бесчувствия и больше из него не выйти. Она определена так: 6-8 г абсолютного алкоголя на 1 кг веса. Когда человек действительно замерз на улице и ему дают спиртное, то не происходит согревающего эффекта – просто человек перестает чувствовать холод. Есть другие известные в народе способы согревания, и алкоголь совершенно здесь не нужен.

– Стакан горячего чая гораздо лучше и полезнее. Но бытует мнение, что «выпить нужно для сугреву и с устатку». Для «сугреву» мы разобрали, а «с устатку»? Это, видимо, чтобы не чувствовать усталости...
– Да, когда человек употребляет алкоголь, главным его действием является разрушение эритроцитов и попадание в кору головного мозга. В первую очередь в ту часть мозга, которая наиболее активна. Человек устал, и барьер чувственного восприятия имеет важное значение. Алкоголь расслабляет, воздействуя на кровеносные сосуды – у человека возникает иллюзорное чувство, что ему стало легче. Если бы это состояние эйфории было на самом деле, то человек не просыпался бы с похмельем: он так «снял» свою усталость, что тяжело даже самого себя с постели поднять. О той легкости, к которой он стремился, даже и не вспоминает. Не помнит, ради чего он вообще начинал употреблять спиртное.

– У нас звонок. Здравствуйте…
– Здравствуйте, это раба Божия Елена из Ростова-на-Дону. Если семья решила помогать одному из членов семейства в борьбе с этой страстью, действительно ли в доме не должно быть никакого алкоголя по определению, и поэтому в церковные праздники людям, у которых нет этой зависимости, нельзя пить ни грамма? То есть дух пьянства не должен присутствовать ни в каком виде и ни по каким праздникам?

– Благодарен вам за такой вопрос. Действительно, так на самом деле и есть. Страсть побеждается добродетелью воздержания. К чему призывать человека страждущего? Если ему говорить: «Пей культурно», то он и так это уже прошел. «Нужно тебе научиться пить» – он учится, и у него никак не получается. Из собственного опыта я убедился, что единственный вариант для человека, который в своей жизни осознал, что алкоголь ему мешает – это абсолютное воздержание от спиртного. Кто ему об этом должен сказать? Безусловно, вы как супруга страждущего человека, проявляющая о нем заботу. Низкий вам поклон за то, что заботитесь о главе семейства.
Нужно понимать, что для него должен быть пример воздержания. Этим примером воздержания может быть ваш образ поведения. Есть немало таких ситуаций. Обращаются родственники, как правило, жены – и мы рассказываем, каким образом они могли бы помочь. По слову апостола Павла: «Если соблазняется и изнемогает брат мой, то я не буду пить вина и есть мяса во век». Не ради того, что я от этого страдаю, а потому что это является соблазном для моего ближнего. Существовали раньше обеты трезвости, сейчас мы стараемся это возродить. На практике мы видим: если родственники берут на себя обет воздержания, Господь, видя их решимость бороться с этой страстью, помогает самому страждущему человеку.

– Я хотела бы продолжить вопрос телезрительницы. Всегда хотелось бы знать сроки, отказываясь. Либо это долговременный отказ, либо на какой-то срок – как определить? Или здесь все индивидуально и зависит от того, отпустила страсть человека или нет?
– Безусловно, это все индивидуально.

– То есть настраиваться надо на очень длительный срок?
– По крайней мере, когда ко мне обращаются с такой проблемой, я им говорю: «Вы должны понимать, что если вы пришли к осознанию того, что вам это мешает, то единственный путь решить проблему – абсолютное воздержание от алкоголя». Но часто у людей нет духовного опыта, психологически трудно решиться совсем от этого отказаться. Тогда есть практика: например, если человек может три месяца продержаться – пожалуйста. Готов человек на полгода – пожалуйста. В большинстве случаев, когда люди обращаются за помощью в первый раз, они берут обязательство воздержания на год. Эту практику еще в XIX веке возродил Сергей Александрович Рачинский в своей народной школе. У них была такая традиция – ежегодно в его день ангела, 18 июля, давали обет трезвости и впоследствии ежегодно повторяли. Практика – в зависимости от духовного опыта человека, от состояния, в котором он находится – определяется индивидуально.

– То есть тем, у кого сильная зависимость, можно определить сроки, чтобы постоянный отказ не пугал. Я знаю людей, которые бояться длительных обещаний, а вот три месяца способны продержаться. А через три месяца воздержания можно продлить: «Вот, продержался три – ну-ка еще три продержусь!».
– Конечно; психологически это гораздо проще. Я говорю человеку: «Если вы готовы дать обет трезвости и хотите проверить, испытать себя в добродетели воздержания, то прежде чем давать обет в той практике, которая сложилась у нас, в Церкви, никто не запрещает дать обет перед Богом в своей душе, в свое сердце, без свидетелей, и испытать, насколько ты действительно сам можешь как христианин сдержать одну из главных христианских добродетелей...

– Батюшка, у нас звонок. Здравствуйте…
– Добрый вечер. Раб божий Артемий из Севастополя. Батюшка, у нас несколько десятилетий существует нездоровая традиция – поминать усопших стопочкой; в родительский день оставляют на кладбищах по 100 граммов на могилках. Скажите, чем это вредно для поминающих и для поминаемых?

– Спасибо. Такая традиция у нас сложилась еще с языческих времен. Наиболее яркий ее расцвет – в годы советской власти, когда люди приходили на могилы и чувствовали, что нужно что-то сделать. И эти традиции языческих тризн стали возрождаться. На самом деле нет и не было такого в практике, чтобы по поводу смерти человека употребляли спиртные напитки. У нас в Церкви есть немало свидетельств, в которых написано, что души тех, кого таким образом поминают, сильно страдают и мучаются. Вообще в Церкви есть поминальная дисциплина, практика. Например, в Великий пост каждую субботу мы поминаем наших умерших родственников. Помимо этого, в Церкви всегда поминается день рождения в жизнь вечную – переход из жизни земной в жизнь вечную. И Церковь поминает усопших в праздник святого, имя которого носил умерший человек. Практика устоявшаяся: люди приходят на богослужения, поминают в первую очередь в храме. Когда у нас было достаточное количество духовенства, была еще такая традиция – панихиду служили на кладбище. И в знак благодарности родственников людям, которые разделили совместный поминальный труд, накрывалась трапеза, в зависимости от того, какой был день– постный или скоромный, но никогда по этому поводу не наливалось спиртное.

– То есть стопки на кладбище – это язычество?
– Да, это не относится к нашим традициям Православной Церкви.
– И тем, кто умер, от этого еще хуже?
– Да.

– Вы упомянули о таком заблуждении по поводу алкоголя, что он выводит радиацию... Это не так? У нас многим «чернобыльцам» говорили сами медики: «Если хотите выжить – пожалуйста».
– Я около двадцати лет занимаюсь помощью страждущим людям. И после аварии в Чернобыле 1986 году – в начале, середине и конце 1990-х годов на занятия приходили такие люди. К сожалению, многие, восприняв этот миф как абсолютную правду, втянулись в употребление алкоголя. Когда люди слышали о вреде такого лечения, их просто на месте побрасывало: «Как так? Если радиация не выводится, то почему человеку рекомендуют?». Мы знаем, что авария случилась в апреле, и до августа людям, приходящим в столовую, вместе с едой предлагались стаканы со спиртом – как профилактическое средство.
Проводились эксперименты на морских свинках. Брали партию свинок, подвергали одной и той же дозе облучения, после делили пополам. Были контрольные и были те, которых поили водным раствором спирта, то есть в обыкновенную питьевую воду добавляли пиво и они пили его. Почему выбрали этих животных? Потому что у них места скопления радионуклеидов точно такие же, как у человека: щитовидная железа, костный, спинной мозг и легкие. Измерения проводились с помощью обыкновенного счетчика Гейгера. Обнаружили, что после того, когда в организм животного попадает этиловый спирт, уровень радионуклеидов в местах скопления понижается. На основании этого была сделана предварительная гипотеза, что якобы алкоголь выводит радионуклеиды из организма человека. Почему «якобы» и почему «гипотеза»? Как я уже сказал, была контрольная группа, одним давали этиловый спирт, другим нет. Те, кому давали, почему-то ложились лапками кверху, то есть умирали. А те, кому не давали, продолжали жить. Этот факт заставил ученых задуматься и пересмотреть ранее сделанные выводы.

– Ученые пересмотрели, а людям до сих пор не сообщили результаты...
– Здесь можно сказать о явной и скрытой алкогольной пропаганде. И важный факт – как ее преподнести. К сожалению, у нас нет трезвенного воспитания, нет правильного понимания, что такое алкоголь и как он воздействует на организм человека. Поэтому такая гипотеза бытует.
Вернемся к эксперименту. Провели глубокие исследования при помощи меченых атомов и обнаружили, что на самом деле происходит. Этиловый спирт является хорошим растворителем; соединяясь с радионуклеидами, он просто разносит их по всему кровеносному руслу. И, естественно, фон в местах скопления понижается.

– Но радионуклеиды распространяются по всему телу?

– Да. Через некоторый промежуток времени радиация собирается в тех же местах, фон восстанавливается, но добавляется разрушающее действие, которое люди получили от этилового спирта.

– Батюшка, у нас еще звонок. Здравствуйте…
– Здравствуйте, у меня такой вопрос: муж выпивает. Его близкие родственники – в частности, дед по линии матери тоже пил, сын выпивал, он умер. Говорят, что это наследственная предрасположенность: «яблоко от яблоньки недалеко падает»... Так это или нет? Передается ли по наследству предрасположенность к алкоголю?

– Спасибо за вопрос. К сожалению, такое мнение существует. Мы как православные христиане должны основывать свое понимание тех или иных ситуаций в первую очередь на Священном Писании. В Евангелии нам говорится, что грех в роду передается до четвертого колена, а благодать – до седьмого и выше. То есть, может быть, если страдал отец, то и сын будет от этого страдать. Вопрос в том, как это страдание соединяется с тем, что Бог есть любовь? Неужели Бог допускает, чтобы люди добровольно страдали? Ответ мы находим у святых отцов: человек должен покаяться, и через покаяние этот грех будет с рода снят. Господь, по любви Своей к тем людям, которые уже умерли от этой страсти и сами уже ничего не могут в себе изменить, определил, что покаяться человек может пока у него есть плоть, тело. Посредством тела человек сам может меняться. Когда душа разлучается с телом, то человек в себе изменить уже ничего не может. И в силу того, что сам ничего изменить не может, страдает. Когда страсть передается кому-то из членов семьи, человек через покаяние может сам от этого избавиться и облегчить страдания усопшего родственника, который сам в себе уже изменить ничего не может. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых, и Он заботится о каждом человеке – и о тех, кто сами ничего не могут в себе изменить. Он дает такую возможность родственникам, чтобы они через покаяние очистились сами и помогли усопшим.

– Наверное, не стоит сильно верить в то, что если отец пил, то и сын будет пить. Эта такая лазейка для себя: «я пью, потому что у меня отец пил», то есть нежелание побороться. А с другой стороны, это может быть «во что мы верим, то и случается». Верим, что отец пил, значит, сын должен пить... Наверное, это и происходит, потому что мы этого ждем. Или это не так?
– Вы правы, нет какой-то безысходности. Если бы человек не мог от этого избавиться, над ним была бы фатальная судьба – только так и никак иначе. Тогда Господь был бы не всесилен и человек не смог бы в Церкви очиститься покаянием. Тогда бы мы говорили, что есть грехи, от которых человек может избавиться, а есть грехи родовые, от них человек не может избавиться. Да, конечно, если человек вырос в такой среде, он имеет к этому предрасположенность. И своими силами не может от этого избавиться. Мы, православные христиане, знаем: что невозможно для человека, возможно для Бога. Господь не только от страсти поможет человеку избавиться, но даже от смерти к жизни возвращает. И от этой страсти Господь поможет избавиться. Немало в нашей практике есть примеров, подтверждающих вышесказанное.

– Правильно ли суждение: на человеке, который на себе остановил этот грех, победил его – заканчивается родовая передача греха?
– Наверное, можно так сказать, но это не гарантия того, что в роду этого больше не будет. Потому что самое главное проявление любви Бога к человеку – дарование каждому свободы выбора. Если человек не научен, как утверждаться в добре (к сожалению, мир во зле лежит, и не исключено, что зло намного активнее, чем добро), не исключено, что он опять попадет в эти лукавые сети и будет подвержен какой-либо страсти.

– Расскажите о вашем Обществе, как в него можно попасть. Наверняка у людей очень много вопросов о своих родственниках или о себе. Поэтому скажите, где находится Общество и что нужно, чтобы прийти и получить помощь?

– Чтобы обратиться к нам за помощью, достаточно позвонить по телефонам: 213-21-99, 257-92-58. Наши помощники дадут любой ответ. Располагается общество в г. Екатеринбурге в соборе Александра Невского Ново-Тихвинского женского монастыря.

– Есть ли какие-то условия, чтобы прийти в ваше Общество? Допустим, не пить месяц, как этого требуют в разных фирмах? Или можно, протрезвев, решить: «все, хватит!» и прийти за помощью? Можно ли родственникам обратиться, если сам человек не хочет, противится и не считает себя алкоголиком, а родственники считают, что уже пора?
– Возможны любые варианты, люди в разных состояниях приходят. Естественно, человеку в состоянии алкогольного опьянения не только обращаться к нам, а даже входить в храм недопустимо. Трезвый может обратиться за помощью, прийти. Мы готовы с радость всегда оказать помощь любому человеку, который ее ищет и за ней обращается к нам.

– Спасибо Вам за беседу.
– Мне бы искреннее хотелось, чтобы трезвость, о которой мы сейчас говорили, утраченная нами, утверждалась в нашем народе взамен пьянства, алкоголизма.

Беседовала
Юлия ФАРБШТЕЙН
Расшифровка аудиозаписи –
Виктория ПАЛКИНА
Вложения
bachinin.gif
bachinin.gif (32.6 Кб) Просмотров: 33603
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

Re: Обет Трезвости

Сообщение Ирина-Екб » 28 ноя 2009, 15:34

Всем интересующимся советую почитать!

"Вразуми меня и буду жить..."
Беседы в общине трезвости.


АНО «Душепопечительский центр имени великой княгини преподобномученицы Елизаветы Федоровны «Дом милосердия», 2008. – 240 с.

Сайт села Ромашково http://romashkovo.org/

Возможно, что читателю, которого «алкогольная» беда обошла стороной, и тема исцеления от пьянства не интересует, форма этой книги может показаться наивной, скучной, слишком простой. Это запись бесед общины трезвости в селе Ромашково - о смысле жизни, о грехах и пути в Церковь, о падении и воскресении души. Не каждому читателю будет это интересно, но тем, кто знаком с проблемой (а таких, наверное, большинство из наших современников, ведь у многих родственники, друзья страдают алкоголизмом) беседы почитать стоит.

Ведь это не просто плетение красивых словес или философские посиделки на кухне (в которых так приятно участвовать, но которые редко к чему-то приводят) – в результате этих бесед многие их участники смогли покончить с алкоголизмом.

Община при храме святителя Николая в селе Ромашково – это семейный клуб трезвости. Его участники собираются вместе раз в неделю и «беседуют на темы, волнующие всех и каждого». Этот клуб существенно отличается от сообщества Анонимных Алкоголиков (где множество людей тоже избавляются от пьянства) именно своей православной составляющей. Если в АА в начале собрания все обращаются к Богу «как я его себе представляю», то в Ромашково прямо говорят о Православии, церковной жизни, о страстях и борьбе с грехом как о единственном возможном пути спасения. Причем если беседы проводит не священник или человек с богословским образованием – тема религии не поднимается (а тема политики вообще относится к запретным).

Надо добавить, что о православии в ромашковской общине не только говорят, храм и молитва становятся центром, вокруг которого вращается вся деятельность общинников – участники клуба трезвости молятся, участвуют в таинствах, ездят в паломничества.

Форма бесед – сократический диалог, направляемый ведущим (это или настоятель храма протоиерей Алексей Бабурин или кто-то из его помощников). В ходе такого диалога человек учится различать добро и зло, может увидеть заблуждения, которые казались ему истиной, глубже осмысливает происходящее, выбирается из хаоса понятий и ложных представлений.

На такие встречи собираются совершенно разные люди. Алкоголик – это не только слесарь Вася, спящий под забором, или «творческий работник» - художник, писатель, чей талант остался невоплощенным. Алкоголизм - не сословная болезнь, она давно уже охватывает всех без разбору, и это видно из состава общинников – среди них и учительница начальных классов, и инженер, и охранник. Как говорит один из участников «есть дворники с высшими образованиями, бывшие бомжи и бывшие бизнесмены». У каждого из них своя история падения и восстания, каждый может поделиться своей болью, его не осудят и не станут давать советов в духе «делай, как я, и будешь таким же трезвым и счастливым».

Чтение бесед общины трезвости знакомит нас с реальными людьми, исцелившимися от пьянства (автор-составитель особенно подчеркивает, что в книге нет НИ ОДНОГО выдуманного слова), и, возможно, что благодаря своей искренности, эти беседы будут небесполезными для читателя – так же, как они стали небесполезными для их участников.
Вложения
....jpg
....jpg (66.44 Кб) Просмотров: 33603
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

Re: Обет Трезвости

Сообщение Ирина-Екб » 28 ноя 2009, 15:38

Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу о даровании трезвости

(благочестивые размышления христианина, кающегося в неумеренном потреблении спиртных напитков и вступившего на путь трезвости)

Иисусе Сладчайший! Пьянство одолело меня! Душа моя изныла, исстрадалась вся от несчастной слабости моей! Не слажу я с собой - вот неутешная скорбь и беда моя. Чего не хочу, то делаю (Рим. 7,19).

Боязнь и страх нападают на меня - не умереть бы от пьянства без покаяния! Страшусь, что враг дьявол вконец погубит меня и доведет до ада. Знаю, что своими силами мне не справиться с собою. «Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты - помощь моя и избавитель мой; Боже мой! не замедли» (Пс. 39,18).

Господи, Иисусе Христе! Ты Сам сказал: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15,5); но «просите, и дано будет вам, ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7,7). Ты, Господи Иисусе Христе, расслабленных исцелял, прокаженных очищал, блудницу помиловал, разбойнику сказал: «ныне же будешь со мною в раю» (Лк. 23,43).

Коснись же, Милосердный, и моего расслабленного и блудного сердца Своею всесильною благодатью, влей в него силу и бодрость духа на борьбу со страстью пьянства; прогони дьявола-искусителя и пошли мне Ангела Твоего Хранителя, и «имиже веси судьбами» спаси меня грешного и унылого, Господи!

Ты Сам сказал: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33,11) и поэтому «пришел в мир спасти грешников» (1Тим. 1,15).

Ты Сам Своими Божественными устами изрек: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6,37). И вот, я пришел к Тебе, надежда моя и прибежище! Плачу у Пречистых ног Твоих, Распятый за меня.

«Не скрой от меня лица Твоего, не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!» (Пс. 26,9), даруй мне силу и крепость воли, да изгоню вон гнездящуюся во мне страсть и да поживу в трезвении, благочестии и твердой вере в Тебя, Единого Истинного Бога Отца, Сына и Святого Духа. Аминь».

Из памятной книжки трезвенника священника А. Рождественского (СПб. 1902 г., стр. 131-133; изд.4-е.). В редакции протоиерея Алексия Бабурина, настоятеля церкви святителя Николая в селе Ромашково Московской Епархии.
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

Re: Обет Трезвости

Сообщение Ирина-Екб » 30 ноя 2009, 23:17

Григорий Богослов

«И вы же все, сколько вас душу имеет человеческую и еще не совсем звероподобны, если видите, чей дом
пожаром занимается и когда он совсем уж пропадает, не со рвением ли спешите, стараясь загасить огонь и пламя?

Как же я, видя не один лишь дом, но весь город и окрестности его пылающими и даже полностью сожженными,
не воскорблю душою и не постараюсь загасить пламя? Что же это за пламя? Не тот ли это огонь, которым вы
наполняетесь, когда пьете вино и мед или иные напитки безмерно, так что как будто от огня выгораете?

Таков по рождению хмель: согревает и разжигает нутро, как душу погубляющее пламя. Пьяницы ведь не получают
царства Божия, и от Бога они отгоняются, и посылаются в вечный огонь. Я же ужасаюсь, раздумывая, как ликуют в вас
бесы и торжествует в вас сатана и радуется пьянству, чтимому вами, и даже детям своим велите вы поклоняться пьянству.


И лишь тот праздник считаете вы славным, если все лежат будто мертвые, как идолы, с разинутыми ртами, но
с языками безгласными, с главами открытыми, но не видящими, с ногами, которые не могут ходить!

Кто оплачет вас, от пьянства гибнущих?

Нет человека несчастнее пьяницы... Дым отгоняет пчел, а пьянство прогонит и Святого Духа.
Пьяница весь из плоти, весь исполнен пороков и нечистот, пьяница не помышляет ни о каком благе.
Я рыдаю и плачу оттого, что больше Христа вам угоден дьявол, ибо ему вы сотворяете радость.

Как вы упьетесь, тогда вы блудите, скачете и кричите, поете и пляшете, и в дудки дудите, объедаетесь и упиваетесь,
льстив те, злопамятствуете, гневитесь, бранитесь, хулите и сердитесь, лжете и возноситесь, сквернословите и
кощунствуете, ссоритесь и крадете, бьете и деретесь, празднословите и порицаете, обвиняете и много спите,
укоряете и доносите, и море вам по колено...

Да и плясунья и пьяница-жена — невеста сатаны и супруга дьявола. Прекратите, братья, проклятое пьянство, ибо на
радость нам дал Бог вино, а также в угодное время, а не на пьянство».
Вложения
grigorij_bogoslov.jpg
grigorij_bogoslov.jpg (44.17 Кб) Просмотров: 33600
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

Re: Обет Трезвости

Сообщение Ирина-Екб » 01 дек 2009, 22:40

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин

"Альфа и Омега" №3 (47), 2006

Актуальная добродетель, или Свобода от самообмана

http://trezvenie.org/trezvenie/definition/full/&id=56

Недавно мне задали вопрос: как связаны между собою трезвение и трезвость — понятие из сферы духовной жизни и из области насущно-бытовой? Существует ли вообще эта связь двух практически однокоренных слов? По моему мнению, безусловно существует, и даже более глубинная, чем это может показаться на первый взгляд.

Трезвость, или точнее, трезвение — это одна из основных христианских добродетелей
. Современным языком понятие “трезвость” можно объяснить как потребность в абсолютно честном, незамутненном взгляде на самого себя и на окружающий мир. Этот взгляд невозможно взять и приобрести просто так, сказав себе, например: “С понедельника стану трезвомыслящим человеком”.

Как и другие христианские добродетели, трезвение неразрывно связано с настоящей, правильной духовной жизнью: усвоение его возможно только для человека верующего, постоянно обращающегося к Богу в покаянии и молитве. Тогда, исправляя свое сердце, человек исправляет и внутреннее зрение своей души — “око сердечное”.

Вообще ни одна добродетель не является некой “вещью в себе”, которой можно овладеть быстро и просто. Я очень люблю одно выражение преподобного Серафима Саровского, может быть, немного смешное, но простое и точное: “Добродетель — не груша, ее вдруг не съешь”. То есть это всегда плод определенных трудов и усилий. Трезвение приобретается, с одной стороны, постоянной духовной работой человека над собой, но, будучи обретено, оно, в свою очередь, открывает ему уже новые пути в том же духовном делании. Раскрытие в человеке добродетели возводит его на другую, гораздо более высокую ступень, а возрастание в любой добродетели бесконечно.

Трезвение — это свобода от самообмана, в духовном смысле— состояние, противоположное прелести. А человек в прельщении — это тот, кто доверился самому себе, своему испорченному, искаженному грехом мнению. Есть пословица: “Кривое правило и прямое сделает кривым”. Сегодня весь мир поражен этой болезнью, не сознавая ее опасности.

В духовной жизни прелесть проявляется как самоуверенность, исключительное доверие своим суждениям, когда собственное “я” становится единственным критерием в отношении человека к миру, Богу и ближним. Признаки прелести обычно бывают яркими и легко различимыми: экзальтация, видения, готовность человека слышать разного рода “голоса” и доверять им, изобретение новых учений и “религий”. К сожалению, с прельщенными людьми сейчас приходится встречаться все чаще и чаще, достаточно вспомнить известного всем Г. Грабового и его “учеников”.

Но и в повседневной жизни самомнение характерно сегодня практически для каждого. Чем публичнее род деятельности человека, тем заметнее последствия его самоуверенности. Наверное именно поэтому, наблюдая за некоторыми политиками, общественными, а порой и “религиозными” деятелями, мы поражаемся неадекватности их поступков и видим, что люди находятся в состоянии страшного самообмана. Тем не менее, повторяю, в той или иной мере самомнением поражен каждый человек, и это отражается на всей его жизни: действия, совершенные под действием страсти, пусть и неосознаваемой, имеют иногда самые неожиданные и чаще всего неприятные последствия.

Спасение без трезвости, конечно же, невозможно, потому что только человек, видящий самого себя таким, каков он есть, может правильно оценить ситуацию и в собственном внутреннем мире, и в мире окружающем. У преподобного Петра Дамаскина есть замечательные слова: “Начало спасения человека — это видение своих грехов, бесчисленных, как песок морской”. И действительно, человек, трезво оценивающий свои возможности, свои силы, свое состояние имеет шансы его исправить. Так же, как в случае болезни: врач, зная диагноз, может назначить правильное лечение. Но пока диагноз по какой-либо причине не определен, больной будет мучиться, не понимая, в чем дело.

Таково значение трезвости в духовном смысле. Второе значение этого слова — для многих и более привычное — обычно понимают как противоположность опьянению, подверженности определенной зависимости: алкогольной, наркотической. Я бы продолжил этот ряд, поставив рядом с пьянством и наркоманией современные виды зависимостей, актуализировавшихся буквально за последние годы: игроманию, пристрастие к виртуальной реальности. Все эти пороки имеют в своей основе поражение воли, обеднение души.

Опыт показывает, что пить (играть и т. д.) начинают люди, которые очень хотят быть уверенными в себе, но у них это не получается. Парадоксальным образом нетрезвость связана с тем, что человек хочет видеть свое положение достаточно высоким, а действительность показывает ему его реальное состояние. И если он не хочет с ним примириться, но и не собирается ничего исправлять в своей жизни — тогда неимение трезвости как духовной добродетели становится поводом для нетрезвости чисто практической — и человек уходит в иллюзорный мир.

Мы знаем, что главный фантазер — это диавол. Он знакомит с миром фантазий, иллюзий всех людей без исключения, потому что человеческая природа изначально повреждена грехопадением. И чем слабее сопротивление — тем больше внимания уделяет человек своим фантазиям. Очень часто вместо того, чтобы жить, он “проигрывает” свою жизнь, выстраивает альтернативный способ существования в своем воображении. И порой именно эта жизнь становится настолько увлекательной, что он каждую свободную минуту бежит от действительности в мир своих иллюзий и находит средства чисто материального свойства для того, чтобы пробыть как можно дольше и как можно “надежнее” в этом ирреальном мире[1].

* * *

Наше основное делание называется словом спасение. Но для того, чтобы стремиться ко спасению, надо осознать, что ты в опасности, и принять меры, чтобы этой опасности избежать. Поэтому трезвый взгляд на себя не имеет ничего общего с принципами современной популярной психологии, когда человеку объясняют: ты — такой вот, и в этом нет ничего страшного, нет поводов для беспокойства. Прими себя таким, какой ты есть! Всевозможные извращения — “вариант нормы”, наркомания — твое личное дело, только постарайся при этом не заразиться ВИЧ, употребляй одноразовые шприцы... Нам внушается, что в такого рода многообразии и заключается все самое хорошее в нашей жизни.

Показателен для нашего времени ставший очень популярным мультфильм “Шрек”. Я бы сказал, что эта “сказка на новый лад” полностью переворачивает цивилизационную парадигму человечества. Все мы воспитаны на сказках, в которых чудище превращалось в прекрасного принца, а лягушка — в красивую и мудрую царевну. И это было совершенно нормально, естественно, потому что уродство появлялось в результате действия злых сил и воспринималось как нечто однозначно отрицательное, с чем нельзя примириться. И сюжет сказки был основан на том, что это уродство волшебным образом преодолевалось, добро — и вместе с ним красота — побеждали зло[2]. В “Шреке” все наоборот: прекрасная принцесса превращается в огра-людоеда, и все довольны — пляшут, веселятся, радуются тому, что чудовища, которые живут рядом с нами — такие же, как и мы. Страшная сказка… И во многом характерная: она иллюстрирует собой очень устойчивую в современном мире тенденцию, которая имеет своей целью разрушение христианского фундамента нашей цивилизации.

Иногда нам говорят: какая разница — пойти на исповедь к священнику или на прием к психоаналитику? И тот, и другой помогают людям, разбирают какие-то движения души, помогают вглядеться в самого себя. Но есть не просто коренное различие, а полная противоположность духовной работы, как ее понимает христианство, и психоанализа — в отношении человека к своему “я”. Психоанализ основан на том, что человек, разглядев свои немощи, должен примириться с ними, иногда — “подкорректировать” отношения с окружающими людьми, исходя из того, что сначала надо “научиться любить самого себя”. Христианство дает человеку глубинное знание человеческой природы, показывая, что только труд покаяния дает ему возможность изменить себя с помощью Божией.

* * *

Каждый человек находится в состоянии внутреннего конфликта: между тем, каким он хочет себя видеть, и тем, каков он есть — а он всегда хочет видеть себя лучше! Самое трудное в жизни — признать правду. Мы лжем самим себе, изворачиваемся, пытаемся забыть свои грехи, злые, подлые поступки, предательства, которые мы совершили, стараемся заглушить в себе голос совести и жить так, как будто ничего этого не было. А лучший способ забыть все то, что не льстит нашему самолюбию — уйти в мир иллюзий.

Трезвость требует мужества. Единственная возможность вырваться из порочного круга любой зависимости — только покаяние в истинном смысле этого слова: то сокрушение пред Богом, которое ведет к изменению сознания, исправлению.

Мы говорим: человек создан по образу и подобию Божию, а это означает, что каждый из нас интуитивно знает, каким он должен быть. Даже самый погибающий человек не теряет в глубине души знания о том, в чем его жизнь сегодня не соответствует норме. Образ Божий в нас неразрушим, надо только обрести решимость к Нему вернуться.
Вложения
longin.jpg
longin.jpg (27.67 Кб) Просмотров: 33597
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

Re: Обет Трезвости

Сообщение Ирина-Екб » 02 дек 2009, 22:34

священник Георгий Балакин:

Благочинный благочиннического округа Республика Алтай, Барнаульско-Алтайской епархии,
настоятель Духосошественской церкви с. Майма

Одна из главных задач современного трезвенного движения – не искусственный и насильственный запрет спиртного, а отстаивание права человека на свободу выбора. Дело в том, что в вопросе употребления спиртного выбора у нас сегодня просто нет.

ХОЧЕШЬ – ПЕЙ! НЕ ХОЧЕШЬ – ТОЖЕ ПЕЙ, или делай вид, что пьешь.
А настоящий выбор в том, что ХОЧЕШЬ – ПЕЙ, А НЕ ХОЧЕШЬ – НЕ ПЕЙ! Только и всего!

Данный выбор особо актуален в вопросе воспитания подрастающего поколения.
Во-первых, нужно задуматься о том, стоит ли, например, детям, которые не видели отца пьяным, но видели с рюмкой в руках подавать ТАКОЙ пример, ведь рано или поздно, но и они тоже «потянуться» к этой самой рюмке…

А во-вторых, то что дети УЖЕ ПОТЯНУЛИСЬ к спиртному – свидетельствует такой факт: почти полтора десятка лет мне приходилось искать «лазейки» в школы и другие учебные заведения. Ситуация резко изменилась, как только мы стали заниматься трезвенной проповедью. Теперь не столько МНЕ приходиться стучаться в закрытые двери, сколько САМИ педагоги и организаторы учебно-воспитательного процесса в школах, ПТУ, колледжах и ВУЗе ищут нас и предлагают провести встречи, беседы, учебные курсы…

Самое распространенное заблуждение относительно спиртного – это то, что человеку иногда просто необходимо бывает выпить: кризис, стресс, усталость…

Однако выпитая бутылка не может преодолеть кризис, или снять усталость, или разрешить какую-либо проблему. Возможно, иллюзия благополучия возникнет, но проблема-то от этого не исчезнет!

Следует не забывать и о том, что спирт этиловый – вещество наркотическое. А это значит, что если с его помощью человек раз-другой попытается решить свои проблемы – на третий–пятый раз главной проблемой, главной целью станет сама выпивка.Другое дело – трезвость.

Трезвость – не цель, а только одно из средств достижения цели. А цель для православного христианина – СПАСЕНИЕ ВО ХРИСТЕ.

Даже малый опыт трезвенной практики и общения с другими трезвенниками позволяет понять, что оказывается можно не пить – и быть православным! Можно не пить – и уметь радоваться! Не пить – и быть прекрасным собеседником! Беда в том, что многие об этом даже не подозревают.
Вложения
index.png
index.png (18.74 Кб) Просмотров: 33596
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

Re: Обет Трезвости

Сообщение Ирина-Екб » 07 дек 2009, 23:27

«Лествица трезвения»

http://caritashouse.ru/materials/video/01/

Пастырские беседы на тему "Христианские основы трезвости" (протоиерей Алексий Бабурин) и
"Укрепляемся в трезвении" (иерей Алексий Мороз). "Православная студия Петербурга", 2005 г.
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

Re: Обет Трезвости

Сообщение Ирина-Екб » 09 дек 2009, 22:05

Человеку мало века!

Православие.Ru / Интернет-журнал, 5 октября 2009 г.

http://www.pravoslavie.ru/arhiv/print32157.htm


Ксения Балакина


«Человеку мало века!» – эти слова принадлежат замечательному русскому человеку Федору Григорьевичу Углову.Выступая на своем 100-летнем юбилее, он говорил: «Я считал своей главной задачей помочь людям страдающим – и на селе, и в городе. Я старался делать операции тем больным, от которых все отказывались, очень готовился к операции, долго выхаживал больных. Просто я люблю свой народ. И считаю, что это самый лучший народ в мире. И этому народу я буду служить до конца своих дней»[1].

Вехи жизни

Федор Григорьевич Углов родился 5 октября 1904 года. Окончил медицинский факультет Саратовского государственного университета. Работал в различных медицинских учреждениях страны, с 1937 года – в Ленинграде. Во время финской «незнаменитой» войны (как ее называет в своих воспоминаниях Федор Григорьевич) был военным врачом, хирургом медсанбата, начальником хирургического отделения военного госпиталя.

Во время Великой Отечественной войны на протяжении всех 900 дней блокады Ленинграда он работал в осажденном городе хирургом, начальником хирургического отделения одного из госпиталей. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда».

Всего Федор Григорьевич выполнил более 6500 уникальных в хирургической практике операций, в 1994 году занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как старейший в истории мировой медицины практикующий хирург. Автор восьми монографий и 600 научных статей по хирургическому лечению болезней легких и органов средостения.

С 1950 года возглавлял кафедру госпитальной хирургии 1-го медицинского института им. академика И.П. Павлова.

Федор Григорьевич Углов – выдающийся хирург современности, один из основоположников отечественной торакальной и сердечно-сосудистой хирургии; ученик выдающегося русского врача Н.Н. Петрова – основоположника отечественной онкологии;

академик Российской академии медицинских наук;
действительный и почетный член Петровской академии наук и искусств;
вице-президент Международной славянской академии;
президент Государственного православного фонда;
почетный доктор Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова;
почетный член правления Хирургического общества им. Н.И. Пирогова;
главный редактор журнала «Вестник хирургии им. И.И. Грекова» (с 1953 года);
лауреат первой Национальной премии лучшим врачам России в номинации «Призвание»;
лауреат Международной премии Андрея Первозванного в номинации «За веру и верность!» (2003);
лауреат премии им. А.Н. Бакулева;
лауреат премии Н.В. Склифосовского;
лауреат конкурса «Золотая десятка Петербурга–2003» в номинации «За честное служение Отечеству»;
член Союза писателей России;
почетный член многих отечественных и зарубежных научных обществ.

Ф.Г. Углов награжден также золотым значком Минздрава РФ (2003), двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, орденом «За заслуги перед Отечеством», медалью «Изобретатель СССР».

Эти скупые строки не могут передать и малой толики того, что действительно было сделано этим удивительным человеком.

Встреча с пастырем

Личное знакомство с митрополитом Иоанном (Снычевым) многое определило в жизни Федора Григорьевича Углова. Вот как он сам пишет об этом.

«Владыка Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский… Я не знал другого пастыря, столь любимого в народе и пользующегося безоговорочным доверием верующих. Он был абсолютно добр, мягок и незлобив со всеми, если дело не касалось устоев православной веры. За ее чистоту, за сохранение незамутненным Христова откровения и отеческого предания в век всеобщего безбожия и настоящей интервенции чуждых сект владыка поистине положил свою жизнь.

Я уже точно не помню, как мы познакомились с ним, а по-настоящему сблизились, когда он согласился лечь на лечение в нашу клинику: сердце начало серьезно сдавать. Мы много беседовали на самые разные темы. Вообще владыка был человеком, в душе которого находили отклик не только вопросы религиозные, церковные, а жизнь во всем ее многообразии, нужды и чаяния разных людей…

Я начал глубоко задумываться над тем, почему в Церкви так много говорят о покаянии. Вспоминал, как многие из среды моих добрых знакомых-патриотов, как правило, лиц с высшим образованием, довольно часто недоумевали: ”А зачем мне ходить в церковь? Ведь я не грешу. Исповедоваться мне зачем? О чем мне молить Бога?”. И это говорим мы, на чьих глазах в течение десятилетий разрушали то, что было свято, а мы молчали и продолжаем молчать. Наша гордыня, наша уверенность в собственной безгрешности – лучшая почва для расцвета всех пороков.

Но если всякий без исключения человек нуждается в покаянии и спасении, то почему того же нельзя сказать о целом народе, нации, государстве? – поразила меня однажды мысль. Не в том ли, что уклонились от пути, указанного Богом, корень всех наших бед, причина разорения и неустроенности богатейшей в мире страны? Высказывая свою догадку владыке Иоанну, я еще не знал, что вряд ли мог сыскать более просвещенного собеседника. Он ответил, что, точно, каждый народ как дитя, непосредственное, со своим неповторимым характером, и стоит ослабнуть Христовой проповеди, стоит объявиться лжеучителям – всякий народ может быть ввержен в пучину самочиния и беспорядка. А русский – тем более, потому что он доверчив и простодушен. Но именно эти качества в сочетании с добротой, верой в высшую справедливость, отзывчивостью, нестяжательностью, склонностью к духовному созерцанию делают его наиболее восприимчивым к принятию Божественного откровения. ”Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский”, – эти слова святого праведного Иоанна Кронштадтского владыка любил повторять особенно часто»[2].

Патриарх трезвенного движения

В 1981 году в г. Дзержинске Федор Григорьевич выступил на Всесоюзной конференции по борьбе с алкоголизмом с докладом «Медицинские и социальные последствия употребления алкоголя в СССР». Тогда этот доклад произвел эффект разорвавшейся бомбы. Вот о чем говорил всемирно известный ученый:

«С 1970 по 1979 годы население страны возросло на 8%, производство муки и хлебобулочных изделий – на 17%, а алкогольных ”напитков” – на 300%, то есть темпы роста производства и потребления алкоголя в стране в 18 раз превышают темпы роста производства муки и хлеба и в 35 раз – темпы роста населения.

Если бы мы сохранили рождаемость хотя бы на уровне 1960 года, когда потребление алкоголя возросло уже более чем вдвое по сравнению с 1940 годом, то и в этом случае мы имели бы дополнительный прирост населения не менее чем на 28–30 млн. человек. Если бы мы сохранили уровень смертности на том же 1960 года, а не повысили бы смертность к 1981 году более чем на 45% (!), то мы за 20 лет сохранили бы жизнь более чем 15 млн. человек. Так как, согласно научным данным, мы теряем из-за алкоголя около одного миллиона человек в год, что равносильно двенадцати атомным бомбам Хиросимы ежегодно…

За последние 20–30 лет имело место снижение смертности почти во всех странах. Печальное исключение, к сожалению, представляет наша страна…

В России уже был прецедент введения ”сухого закона” в 1914 году. В 1916 году по инициативе членов Государственной Думы крестьян И.Т. Евсеева и П.М. Макогона в Государственную Думу внесено законодательное предложение ”Об утверждении на вечные времена в Российском государстве трезвости”. В объяснительной записке его авторы пишут: ”Сказка о трезвости – этом преддверии земного рая – стала на Руси правдой. Понизилась преступность, затихло хулиганство, сократилось нищенство, опустели тюрьмы, освободились больницы, настал мир в семьях, поднялась производительность труда, явился достаток.

Несмотря на пережитые потрясения (война, мобилизация), деревня сохранила и хозяйственную устойчивость и бодрое настроение, облегченный от тяжкой ноши – пьянства, сразу поднялся и вырос русский народ.

Да будет стыдно всем тем, которые говорили, что трезвость в народе немыслима, что она не достигается запрещением.

Не полумеры нужны для этого, а одна решительная бесповоротная мера: изъять алкоголь из свободного обращения в человеческом обществе на вечные времена…”».

Закончил Федор Григорьевич свое выступление словами: «Если не будет введен ”сухой закон”, то необходимо объяснить народу, во имя каких ”высших” идеалов мы делаем хроническими алкоголиками миллионы сограждан, содержим сотни тысяч людей, которые их обслуживают? Во имя каких ”великих” целей мы производим на свет сотни тысяч идиотов и дефективных людей, которые всю жизнь сами мучаются, мучают других людей и ложатся бременем на плечи государства? Во имя чего мы несем огромные материальные и людские потери, ослабляем нашу экономику и обороноспособность?»[3]

Итоги этой конференции были двояки. Власти назвали Углова «сумасшедшим» академиком. Прекратили печатать его работы, даже хирургические труды, не говоря уже о публицистике. Ему был объявлен бойкот. Главлит запретил даже упоминать фамилию Углова при публикациях, чтобы никто о нем не слышал и не знал.

Но по окончании своего доклада Углов призвал всех присутствующих на конференции проголосовать за «сухой закон», и надо сказать, что подавляющее большинство под впечатлением доклада проголосовало «за». Нашлись патриоты, которые записали доклад Углова на магнитофон, распечатали его и начали распространять по стране. С этого началось распространение правдивых научных знаний об алкоголе среди народных масс.

До самой своей смерти Федор Григорьевич был руководителем Союза борьбы за народную трезвость. Большие надежды на возрождение трезвости на Руси ученый связывал с Православной Церковью:

«Полное взаимопонимание существует между Русской Православной Церковью и нашим движением. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем приветствии на церковно-общественном форуме ”Духовно-нравственные основы демографического развития” подчеркнул: ”Россиянам, особенно несовершеннолетним, угрожает эпидемия пивного алкоголизма и никотиновой зависимости”. По мнению предстоятеля Русской Православной Церкви, от решения этой проблемы ”напрямую зависит демографическая ситуация в России”.

Пока страна наша пьет, мы – богатырь со связанными путами руками и ногами. Но молодецкая сила и ясность ума не до бесконечности будут сохраняться в недрах народного духа. Если сквозь 200-летнюю мглу татаро-монгольского ига русский народ сумел пронести свои ценности и национальный характер, то при нынешнем уровне потребления алкоголя самораспад личности и целого национального уклада произойдет за два-три десятка лет. Или мы бросим пить водку, или зеленый змий выпьет наши души! Третьего не дано. Это начинают осознавать все здоровые силы нашего общества»[4].

Это в силах каждого

Перешагнувшего 100-летний рубеж Федора Григорьевича, сохранившего удивительную ясность мышления и работоспособность, часто спрашивали, как ему это удалось. В своей книге «Сердце хирурга» ученый отвечает на этот вопрос:

«В жизни человека две стороны – нравственная и физическая. Обе одинаково важны. Тем не менее, восточная мудрость гласит: ”Деньги потерял – ничего не потерял; здоровье потерял – половину потерял; честь потерял – все потерял”.

Я позволю себе изложить несколько принципов, соблюдение которых, я уверен, поможет сберечь нравственное и физическое здоровье.


Основная заповедь: делай добро и не требуй, чтобы тебе немедленно ответили тем же. Ты сделал добро и забыл об этом. Но оно вернется к тебе – именно тогда, когда ты будешь в этом особенно нуждаться.

Не делай зла другим людям, ибо сделанное тобою зло обязательно вернется к тебе, многократно усиленное.

Если хочешь сохранить жизнь и здоровье на долгие годы, соблюдай элементарные требования здоровой жизни.

Не переедай: выходи из-за стола немного голодным. Через пять минут чувство голода исчезнет – ты почувствуешь удовлетворение, но не пресыщение.

Не следует спать днем, если ночной сон был достаточно продолжительным (шесть-семь часов) и спокойным.

Ложиться спать и вставать надо, по возможности, в одно и то же время.

Любой труд – физический и умственный – полезен для человека. Желательно сочетать их хотя бы в малой степени. Таким образом создается гармоничность личности. При любом, даже значительном, материальном достатке не разленивайся, трудись во благо Родины, семьи, людей и самого себя. Труд укрепляет не только тело, но и душу. Все долгожители в течение всей своей жизни были большими тружениками. Тунеядец пуст и никому не нужен. Он живет, как паразит, за счет других и быстро деградирует. Лентяи долго не живут. Кстати, это не только человеческий, но и общий биологический закон.

Не употребляй нецензурных и вообще никаких грязных, ругательных слов. Проходя через твое сознание, твой язык, они загрязняют тебя, твой ум, твою душу. Употребляя грязные слова, ты сам становишься грязнее.

Не допускай недостойных поступков: они унижают, прежде всего, тебя самого.

К здоровью относись разумно. Не бравируй им. Закаляйся.

Люби свою Родину Россию. Родина – мать, и ее надо любить и защищать, как мать. Патриотизм, любовь к Родине – самое благородное чувство человека, отличающее его от животных»[5].

Эпилог

Федор Григорьевич Углов скончался 22 июня 2008 года. Его похоронили на кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. Прозвучали залпы почетного караула из автоматов конструкции близкого друга академика, конструктора Михаила Тимофеевича Калашникова.

А спустя полгода здесь в день памяти мученика Вонифатия была отслужена панихида, после которой протоиерей Алексий Мороз в небольшой проповеди сказал: «Сейчас мы с вами помолились об упокоении души еще одного апостола трезвости – на этот раз светского (перед этим была отслужена панихида на могиле священника Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который еще в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге. – К.Б.). Это великий ученый, хирург Федор Григорьевич Углов, ушедший от нас в минувшем году. Вся его долгая жизнь, а прожил он почти 104 года, была преисполнена поистине подвижническим трудом во имя трезвости русского народа… Дело Углова подхватили сотни и сотни, а затем и тысячи людей по всей стране. Вновь, после многих десятилетий забвения в 1980–1990-е годы, возродилось в России трезвенническое движение, и ряды трезвенников с каждым годом все множатся и множатся»[6].
Вложения
.jpg
.jpg (13.77 Кб) Просмотров: 33576
.Г.Углов.jpg
.Г.Углов.jpg (19.97 Кб) Просмотров: 33576
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Когда мы любим ближнего, через нас его касается Сам Бог!
Ирина-Екб
 
Сообщения: 418
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 21:20
Откуда: г.Екатеринбург

След.

Вернуться в Ваш первый форум

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron